Программа по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» материал на тему. «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социал
Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности у детей
средней группы как условие успешной социализации»
Актуальность:
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.
Задачи :
- Формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Форма работы с детьми: групповая, индивидуальная.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Работа педагога:
· Изучение научно-педагогической литературы;
· Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;
· Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
· Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
· Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
· Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе;
· Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, подготовка консультаций;
· Активное участие в работе методического объединения педагогов учреждения;
· Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;
· Обучение на курсах повышения квалификации;
· Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства:
· умение анализировать научно-методическую литературу;
· умение применять полученные знания на практике;
· активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Дети научатся:
· самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
· предлагать возможные варианты решения;
· исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап.
Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
2.Аналитико-диагностический.
Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)
3. Основной этап.
Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. Условия реализации.
4. Рефлексивный этап.
Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Работа с родителями
Довести до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме, привлечь их к активному участию в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.
Консультации для родителей на темы:
- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
- «Научите ребенка любить живую природу».
- Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.
Тематические фотовыставки:
-«Моя семья на участке»
- «Мои домашние питомцы»
Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений».
На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.
- Анкета для родителей:
Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
Работа с педагогами
Для педагогов разработать консультации:
- «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»;
- «Требования к проведению наблюдений».
- Открытый показ ОД «Удивительное рядом».
- Анкета для педагогов:
Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
(Китайское изречение)
В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Красноборский детский сад «Колосок»
Утверждено:
Заведующая МДОУ
Красноборский д/с «Колосок»
Молева С.В.
Принята на педагогическом совете
Протокол № от ____ 20 г.
Программа по самообразованию
Срок реализации- 3 года
Дата начала работы над темой 1.09.2015г.
Предполагаемая дата окончания работы 30.05.2018г.
Ерыкалина Е.Г.
с. Красный Бор
2015 г.
Номер страницы |
|
Введение | |
Актуальность темы | |
Цель и задачи | |
Вывод | |
Литература |
Введение.
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
(Китайское изречение)
В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:
- формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;
Содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;
Содействие развитию творческой исследовательской активности детей;
Стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
Содействие формированию у детей научной картины мира;
Популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.
Для познания исторически накопленного опыта применяется множество приёмов и средств, однако все они укладываются в пять обще дидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский
Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?
Ребёнок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.
Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
Основные составляющие процесса исследования: выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.
Принцип поэтапности в организации исследовательского поиска детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.
Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их понимало. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.
Актуальность темы:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:
Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);
Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)
Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)
Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)
Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)
Цель:
Создавать условия для исследовательской активности детей;
Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Задачи:
Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
Изучить методическую литературу по данной теме;
Помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.
Этапы реализации программы самообразования.
Раздел | Сроки | Практический выход |
|
Изучение методической литературы. | Сентябрь – май 2015-2016 у.г. | 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. | Подбор, изучение и анализ методической литературы по данной теме. |
2015- 2016 учебный год |
|||
Работа с детьми | Сентябрь | Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. | Опыты с песком и глиной. |
Ноябрь. | Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе. | Опыты с водой. |
|
Январь | Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. | Опыты с воздухом. |
|
Март | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. | Опыты с магнитом |
|
Апрель | Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. | Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». |
|
Работа с родителями. | Сентябрь | Привлечение родителей к созданию «Центра экспериментирования» оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. | Создание «Центра экспериментирования» |
Октябрь | Газета для любознательных родителей |
||
Май | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | Фотовыставка «Юные исследователи». |
|
2016 – 2017 учебный год |
|||
Работа с детьми | Сентябрь | «Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – лупой. | Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» |
Ноябрь | «Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – весами. | Тематическое занятие «Волшебные весы» |
|
Январь | «Что, зачем и почему?» Изучение метода игрового проблемного обучения | Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения |
|
Март | «Шаг за шагом» Создание «копилки опытов и экспериментов» | Проведение опытов на занятиях и в свободное время |
|
Май | «Хочу все знать» Поиск интересной информации о явлениях природы | Папка-передвижка |
|
Работа с родителями | Октябрь | ||
Декабрь | Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования. | Анкетирование родителей. |
|
Март | Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. | Памятки для родителей «Я познаю мир» |
|
2017 – 2018 учебный год. |
|||
Работа с детьми. | Октябрь – май | «Эксперимент, как метод обучения» | Создание проектов. Изучение структуры создания проекта. Самостоятельное экспериментирование детей. |
Работа с родителями. | Сентябрь | Привлечение родителей к обогащению «Центра экспериментирования», собрать природный материал. | Дополнить и обновить имеющийся материал. |
Декабрь | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Совместное создание памятки для родителей. |
|
Май | «Вот какие молодцы!» | Оформление выставки детских работ, проектов и фото – отчетов результатов экспериментов |
|
Самореализация | В течении всего периода | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет. |
Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | |||
Деловая игра «Аукцион идей» | Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности |
||
Выступление на педагогическом совете. |
|||
Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности» |
Вывод:
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.
Литература.
*Н.А. Короткова – Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.
*А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения дошкольников
*Ребёнок в мире поиска программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.
*А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения младших дошкольников.
*Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова – Организация сюжетной игры в детском саду.
*О.В. Дыбина – Неизвестное рядом. *Опыты и эксперименты для дошкольников.
*Изучение методики Л.А, Венгера
Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности» направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.
* Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990.
* Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. -№ 1.
* Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.
* Интернет ресурсы
Статьи в журналах:
*Воспитатель ДОУ,
*Дошкольное воспитание,
*Ребенок в детском саду,
МБОУ «Сахзаводская СОШ»
Жиронкина Елена Васильевна
Отчет по самообразованию
дошкольного возраста».
2015 – 2016 уч.год
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме: О.В. Дыбина « Ознакомление с предметным и социальным окружением»; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»; О.А. Соломенникова « Ознакомление с природой» в средней группе; Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»; Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ; научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с» автор Потапова Т. В. ; журнал «Ребенок в д/с» статьи: «Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко. Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах: maam.ru, nsportal.ru.
Я старалась так организовать детскую поисково – исследовательскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.
Для реализации поисково – исследовательской деятельности детей, в своей группе я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников. В уголке природы оборудована «мини-лаборатория». Она оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:
-приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;
-природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;
-разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ;
-медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
-прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
-утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.
В «мини – лаборатории» дети проводят самостоятельную и совместную с воспитателем исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.
Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.
С детьми проводились беседы об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила занятия, опыты-эксперименты.
В своей работе создавала образовательные ситуации.
На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры.
В результате работы за год я:
Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
Создала картотеку опытов и экспериментов.
Создала картотеку дидактических игр по экспериментальной деятельности.
Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.
Разработала конспекты занятий по экспериментированию.
Провела консультации для родителей по данной теме.
Оформила папки-передвижки в родительский уголок.
Разработала рекомендации для воспитателей ДОУ.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как поисково – исследовательская деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, я смогла развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.
МБОУ «Сахзаводская СОШ»
структурное подразделение «Детский сад»
Жиронкина Елена Васильевна
Отчет по самообразованию
«Развитие поисково – исследовательской деятельности у детей
дошкольного возраста».
2015 – 2016 уч.год
15
Приложенные файлы
Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую».
Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи:
Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
Создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
Развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД.
Сентябрь.Октябрь.
Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.
Опыты с песком и глиной.
Ноябрь.
Декабрь.
Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.
Опыты с водой.
«Мыло фокусник».
Январь.
Февраль.
Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.
Опыты с воздухом.
Опыты с почвой.
(огород на подоконнике).
Март.
Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.
Опыты с магнитом.
«Исчезающая монета»
Апрель.
Май.
Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для
оптимального развития и роста растений.
Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».
Работа с семьёй
Сентябрь
Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.
Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».
Октябрь
Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Газета для любознательных родителей.
Январь
Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров»
День открытых дверей.
Май
Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.
Фотовыставка «Юные исследователи».
План по самообразованию на тему:
«Познавательно-исследовательская деятельность»
Подготовительная группа «КАПЕЛЬКИ»
2016-2017г.
Китайское изречение
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю.
Воспитатель: Турченко О.В.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ.
Тема: Вода
1. «Какие свойства»
2. «Помощница- вода», «Умная галка»
3. «Круговорот воды»
4. «Водяной фильтр»
Тема: Давление воды
1. «Пульверизатор»
2. «Давление воды»
3. «Водяная мельница»
4. «Подводная лодка»
Тема: Воздух
1. «Упрямый воздух»
2. «Соломенный буравчик»; «Крепкий спичечный коробок»
3. «Свечка в банке»
4. «Сухим из воды»; «Почему не выливается»
Тема: Вес. Притяжение. Звук. Теплота.
1. «Почему всё падает на землю»
2. «Как увидеть притяжение»
3. «Как распространяется звук»
4 «Волшебные превращения»
5. «Твёрдые и жидкие»
Тема: Превращения
Свойства материалов
1. «Смешение цветов»
2. «Исчезающая монета»
3. «Цветной песок»
4. «Соломинка- флейта»
5. «Мир бумаги»
6. «Мир ткани»
Тема: Живая природа
1. «Есть ли у растений органы дыхания»
2. «Что у нас под ногами»
3. «Почему говорят «Как с гуся вода»
4. «Репортаж «Мне понравился эксперимент…»