Происхождение жака де моле. Происхождение жака де моле Жёлтый крестовый поход


18 марта день казни Жака де Моле 22-го последнего Великого Магистра. Полный каббалистический круг совершенства от 0 до 22 был завершен!

Произошло это в 1314 году, т.е. 696 лет назад. Первые же массовые аресты тамплиеров во Франции произошли на семь лет раньше, в ночь на 13 октября 1307 года. Это и есть пятница, 13-е, которое давно считается несчастливым днём и в России.

Отчего же и Россия скорбит о тамплиерах? И имеет ли отношение к России казнь Жака де Моле? Ответ - «Да». Самое прямое. Под анафему Жака де Моле на вечные времена попали потомки Ярослава Мудрого по линии Анны Ярославны, ведь Филипп Красивый, отдавший приказ о казни Жака де Моле, это наследник Анны Русской от её первого брака с королем Франции Генрихом I. Прямые потомки Анны Русской правили Францией более двух с половиной веков, занимая трон одиннадцать раз, до 1382 года. Если же учитывать не прямых потомков, то они до сих пор управляют и Евросоюзом, и Британией. Идеологически Анна Ярославна влияла на политику Франции до самых последних дней французской монархии, т.к. на её Евангелии, на славянском языке, привезенном из Киева, как приданое от Руси, давали клятву монархи Франции, вступая на королевский престол (ныне Евангелие называется Реймсским, поскольку хранится в Реймсском соборе).

Жак де Моле, в свою очередь, продолжатель дела второго сына Анны Русской, от второго её брака - Гуго Великого графа Вермандуа, одного из вождей Крестового похода. Поэтому среди потомков Анны Русской был и Балдуин II, занимавший престол Латинской (Константинопольской) империи. С религиозной точки зрения, потомки Анны Русской от первого брака выступили против идей крестоносцев, защищаемых потомками Анны Русской от её второго брака. В данном случае просматривается определенное кровное противостояние. И все это напрямую связывает казнь Жака де Моле, а также и посланную им анафему, - с Россией и с Домом Ярослава Мудрого, к которому относятся: и Святославичи, и Всеволодовичи, и Даниловичи, и Мономаховичи, и Ольговичи, и Александр Невский.

С учетом такого родства логично выглядит легенда о том, что после смерти Жака Де Моле тамплиеры отправились на родину Анны Русской, вместе со всей тамплиерской казной и библиотекой тамплиеров, которая была, вероятно, не хуже Библиотеки Конгресса США - символа современного американского масонства.

Практически одновременно с исчезновением Тамплиеров после казни Жака де Моле в Европе исчез и, так называемый, институт «духовных Ярлов». Возник же этот институт Ярлов, в т.ч. на Ладоге, в годы правления Анны Ярославны и первых крестовых походов. А вышедший недавно в Европе фильм «Арн -Рыцарь - тамплиер» по мотивам книги «Путь в Иерусалим», совсем не случайно указывает на то, что «все дороги ведут» все-таки в Иерусалим, в храм Соломона, который держит в своих руках Никола Можайский.

И это ещё одна история, которая связывает Жака Де Моле с Россией. Касается она древней иконы Николы Можайского и Никольского Собора Можайского Кремля.

Существует гипотеза о том, что икона Николы Можайского- Охранителя Руси, одна из наиболее известных в России, написана сразу после казни Жака де Моле и имеет прямое отношение к тамплиерам, потому что сам Никола держит в одной руке Меч, а в другой руке - Храм Соломона (мечеть Омара) - символ тамплиеров. Нельзя не заметить и следующего, вот в этом, древнем описании иконы Николы Можайского:

«да у Николы ж чудотворца … не пелене деисус с новыми чудотворцы «серебряны 22 образа,… а на пелене крест сажен жемчугом…» («Материалы по истории Можайска»).

Упомянутые в этом описании 22 новых чудотворца символизируют либо 22 Великих Магистра, либо число 22, которое управляет миром. Это же число 22, также как число 555 присутствует в декоре Никольского Храма Можайского Кремля, посвященного Николе Можайскому.

Считается, что Никольский храм Можайского Кремля построен в честь 500-летия со дня казни Жака де Моле. Его строительство началось до войны 1812 года, а завершено уже после войны - в 1814 году.

Тот факт, что наиболее широко празднование 500-летия казни Жака де Моле было отмечено в России, в частности, - постройкой нового храма, в честь иконы Николы Можайского, отождествляемой в ряде гипотез с Магистром Жаком де Моле, повышает достоверность легенды о тамплиерах, расселившихся в 14 веке на территории Руси.

В.Куковенко, автор книги «Масонская архитектура и масоны Можайска» пишет о том, что «Вплоть до Великой Французской революции, как считали многие, проклятье магистра продолжало висеть над королевским домом Франции. Окутанные ореолом страдания, тайны, мистики и экзотики рыцарских времен, вошли тамплиеры в масонские ложи. Должно быть там же, среди европейских масонов и родилось продолжение легенды о великом магистре: в сумраке тюрьмы перед казнью Жак де Моле учредил четыре ложи: Неаполитанскую для Востока, Эдинбургскую для Запада, Стокгольмскую для Севера и Парижскую для Юга. И эти ложи сумели пронести через века обряды и тайны тамплиеров. И не только обряды, но и ненависть к врагам ордена.

21 января 1793 года состоялась казнь Людовика XVI несчастного потомка короля Филиппа Красивого. Когда голова монарха упала в корзину с опилкам, какой-то человек в черном вскочил на помост, омочил руки королевской кровью выкрикнул в толпу: «Жак де Моле! Ты отмщен!».

Особенно распространилось тамплиерство в масонских ложах Швеции, откуда оно попало в Россию. Предположительно масонскую Конституцию шведского обряда привез из Стокгольма в 1776 году действительный тайный советник, «бриллиантовый князь», А.Б.Куракин. Возможно, на год введения в России шведского обряда указывает южная сторона основного четырехугольника Новоникольского Собора (Можайск). Её размер в дюймах равен 1774…

Через несколько лет, в 1782 г., на общемасонском конвенте в Вильгельмсбадене Россия получила статус 8-й провинции Строгого наблюдения (шведской системы).

Увлечение русского дворянства масонством в скором времени приобрело характер массовой эпидемии и вылилось в формы, едва ли знакомые Западу. Стремление жить среди масонских тайн привело к тому, что строились даже усадьбы, до крайности насыщенные символикой вольных каменщиков. Наиболее яркий пример - подмосковное Царицыно…

В эти же годы и снова под Москвой, в Вяземах была построена усадьба Николая Михайловича Голицына (правнука Б.А.Голицына)- предводителя дворянства звенигородского уезда ». В конце XVII в., а точнее - в 1694 г. эта усадьба в Вязёмах была пожалована Петром I своему воспитателю, князю Борису Алексеевичу Голицыну "за спасение во время стрелецкого бунта" (усадьба Вязёмы находится в Одинцовском районе, рядом с платформой Голицыно, чуть в стороне от Можайского шоссе).

Архитектура усадьбы в Вязёмах несет на себе несомненную печать масонства. В главных зданиях сохранились ложи, на которых помещались буквы «J» и «M», как напоминание о Жаке де Моле…В 1812 году в этом дворце при отступлении русской армии ночевал Кутузов. Вслед за ним здесь остановился и Наполеон, и не тронута была ни одна вещь из обстановки и ни одна книга из библиотеки. Проявилась всемирная масонская солидарность?»

Может быть и масонская солидарность…

Но я полагаю, что Наполеону не имело смысла брать что-либо в усадьбе в Вязёмах, т.к. это в изобилии присутствовало во Франции. Он шел в Россию за чем-то, более сакральным, также как и в его египетском походе. В 1812 году во время нашествия Наполеона была похищена, к примеру, серебряная рака, в которой хранились мощи Святого князя Черниговского, привезенные христианами в Чернигов, после его казни в Орде и огненного столпа поднявшегося ночью над телом убитого князя Черниговского из Дома Ярослава Мудрого. Ценность для Наполеона представляли, похоже, тайны Дома Ярослава Мудрого, также как, впрочем, и для ханов Золотой Орды.

В.Куковенко в его книге упоминает ещё об одном масонском символе - «холме добродетели под солнцем истины» на северо-востоке от Можайского Кремля. «Первый такой холм в Дубовицах - подмосковном имени. … Следует обратить внимание на следующую деталь. Храм в Дубовицах был освящен 11 февраля 1704 года в присутствии Петра I . Неужели к 390 - летию гибели де Моле? Такое предположение не совсем фантастично. Некоторые исследователи и историки вполне определенно указывают на то, что Петр I был посвящен в масоны … это посвящение состоялось в Англии. К тому же Б.А.Голицын был очень близок к Петру и участвовал во всех начинаниях и причудах молодого царя… Заложение храма было освящено 22-го июля. Обращает на себя внимание и эта цифра 22. Слишком много событий в масонской истории отмечено этим числом… И, хотя церковь строилась в имении Голицына, Петр I в документах значится как «храмосоздатель»…»

Действительно, 22 июля - это день Марии Магдалины. Я уже делала на нем акцент в статье «Как Америка управляет Миром священным числом 22: Александрийско - Вашингтонская Ложа № 22 и Александрийский маяк» .

Однако, обращу внимание на то, что икона Николы Чудотворца с 22 «серебряными образами новых чудотворцев» появилась задолго до образования Соединенных Штатов Америки. Т.е. число 22 более древнее и влияло на судьбу России задолго до появления Вашингтонской Ложи № 22. Но случилось так, что в Америке глубже понимали сакральную суть этого числа и его священную женскую составляющую, потому что оно наиболее известно датами дней Марии Магдалины (22 июля), Марии Египетской (22 апреля) и Рождества Богородицы (22 сентября - осеннее равноденствие), а также датами - близкими к датам великих зачатий. Мужская составляющая числа 22 представлена Николиным днем 22 мая, который ранее был Ярилиным днем. В этот день в Киеве был установлен памятник Лыбеди и трем её братьям. Так что Никола Чудотворец связан с числом 22 днем Николы Вешнего.

С учетом названных выше имен, которые связаны с числом 22, невозможно сказать, что это число дьявольское и сатанистское, которым пользовались «плохие масоны».

Просто у масонов - последователей тамплиеров, более сильно проявлено поклонение матери Бога и женщинам, которые были рядом с Иисусом в годы его жизни.

Эту женскую тему в архитектуре Можайского Кремля В. Куковенко увидел в размерах часовни, построенной рядом с Никольской церковью. Её ширина 14,14 метра, что ближе всего в Log 1431. «Но что из себя может представлять число 1431 задается вопросом автор? Единственное примечательное событие - сожжение Жанны д’Арк. Хотя мне такие масонские легенды не известны, но не исключено, что её подвиг и трагическая кончина занимают важное место в посвящении степени «рыцарь королевской арки».

Но что может связывать Орлеанскую Деву и тамплиеров? Сделаем некоторые предположения. Согласно орденским уставам, посвящение любого благородного человека в рыцари Храма предусматривало, что его предки, братья и их потоки вместе с ним вступают в этот же орден. Это было как бы духовное приобщение, божественная благодать, распространяющаяся на многие поколения. Возможно, что масоны нашли документы о принадлежности предков Жанны д’Арк к тамплиерам. Это давало полное право и её считать рыцарем храма, тем более что обыкновенное рыцарское посвящение она приняла из рук Карла II. Как известно, женщин в орден Тамплиеров не принимали, но здесь, в виду исключительности её деяний, было допущено отступление от правил. Возможно, в честь неё и возникла степень «Рыцарь Арки», как намек на её родовое имя».

Гипотеза о том, что таким наследственны путем может возникнуть «квазиженское масонство» излагалась мною на примере Елены Рерих в статье «Женское масонство», «женское Евангелие», женщина - Верховный жрец и Глава церкви» . Дело в том, что Елена Рерих является прямой наследницей «Спасителя Отечества» Кутузова, известного масона, имевшего орденское имя «Зеленеющий лавр», и выигравшего битву при Бородино именно около Можайска. Что интересно, на столе у Рерих всегда стояла фигурка Жанны д’Арк, хотя она сама ощущала себя как Нефертари - жена фараона Рамзеса II.

Традицию строить часовни В. Куковенко воспринимает как масонскую, ссылаясь на историю тамплиеров. «Папа Иннокентий II в 1139 году издал буллу, в которой разрешал тамплиерам строить собственные часовни: «Мы вам предоставляем право возводить часовни во всех местах, имеющих отношение к ордену Храма, дабы вы и ваши близкие смогли бы там служить службы и быть там похороненными. Ибо непристойно и опасно для души, когда давшие обет братья, идя в церковь, должны смешиваться со сбродом грешников и мужами, посещавшими женщин».

Упоминание о подобного же рода важной особенности поклонников раннего христианства я встречала в книге «Последнее Евангелие». Усадебные и домовые церкви, молельные комнаты - все это признаки не желания «смешиваться со сбродом грешников».

Т.е. сами такие объекты указывают на то, что в их создании принял участие те, кто исповедует ранее христианство, а также посвященные или члены масонских лож.

Не могу тут не вспомнить часовню недалеко от Никольского храма в селе Николо-Березовке. Сама часовня как раз и была переделана позже в родом на две койки, где я появилась на свет.

Наличие часовни, а также легенды о подземных ходах под Никольской церковью, темный лик Николы Закамского, подобный темному лику Николы Можайского, а также темному лику Святого Мориса - Черного Волхва создает некую мистическую линию в направлении от Можайска в сторону реки Кама и этого села Николо-Березовка, в котором что-то таинственное и мистическое узрела английская принцесса Елизавета (Эалла-Лебедь) - сестра последней императрицы России. Опять же по мистическому совпадению Анна Русская королева Франции после смерти первого мужа удалилась именно в Санслис, главной достопримечательностью которого является церковь Святого Мориса - Черного Волхва.

Здесь Анна Ярославна вступила во второй союз с Валуа и здесь бы зачат её сын Гуго Великий Вермандуа - герой крестовых походов. («Баварские Лебеди Гогенцоллернов и Белые Орлы Цесаревича Георгия»)

Темный ликом Святой Маврикий (Морис) Фивейский в средние века был святым покровителем многих римских династий Европы, и позже - Римских императоров. В 926 году Анри I (919-936) даже уступил существующий швейцарский кантон Ааргуа (Aargua) в обмен на копье мученика Маврикия. Некоторые императоры были помазаны перед алтарем святого Маврикия в Соборе святого Петра в Риме. Меч святого Маврикия был последний раз использован при коронации австрийского императора Карла, как короля Венгрии в 1916. В Монастыре города Сен-Морис в Австрии всегда оставался главным центром почитания Фивейцев монахи каждый день вычитывают специальную службу этим святым, и празднует их день 22 сентября каждого года».

Здесь мы вновь встречается с числом 22,но уже в контексте Черного Волхва Святого Мориса.

Святого Мориса роднит с Николой Можайским, наряду с темным ликом и числом 22, также ещё и меч (копье), которое, судя по тому, что сказано выше, стоило дороже светских титулов.

И если В.Куковенко высказывает гипотезу о том, что Никола Можайский - это символ Жака де Моле. То я скорее склоняюсь к тому, что Никола Можайский - символ Черного Волхва, охраняющего священные династии.

Я думаю, что важное значение в этом мистическим ансамбле имеют церкви (соборы) Петра и Павла, которые строятся рядом с Никольскими храмами, либо рядом с Николой.

В данном случае, я скорее ориентируюсь на завещание своей крестной обращать внимание на то, что было на моей малой родине. Как я теперь знаю, Петр и Павел «шли вслед за Николой», а потому маленькая березовская церковь Петра и Павла «эхом» отдается в моей жизни. Вот и сейчас я пишу эти строки недалеко от Собора Петра и Павла, считающегося самым близким аналогом Никольского можайского храма.

И где же, в таком случае, Никольская церковь и Никола - задаю я себе вопрос. А Николай - Николай I утверждал проект этого Собора Петра и Павла в Петергофе.

В. Куковенко также описывает собор Петра и Павла, соседствующий с Никольской церковью в Можайске,… По мнению В.Куковенко автором проекта Можайского Кремля является В.И.Баженов. Он же является автором не сбывшегося проекта перестройки Кремля, подразумевающего его «модернизацию» путем включения образов Египетской пирамиды, называемой почему-то в книге языческой, а также Собора Петра и Павла, должного символизировать в его понимании, вероятно, несбывшееся пока чаяние «Москва - Третий Рим».

В.Куковенко также видит такую аналогию: Петр и Павел, с одной стороны, и Гуго де Пайансу вместе с Годфруа де Сент-Омеру, с другой стороны.

Архитектор В.И. Баженов среди его сотрудников особо выделял Ф.В.Каржавина. С семилетнего возраста он жил в Париже, в доме своего дяди Ерофея Никитича. Покровительствовал Каржавину Дмитрий Алексеевич Голицын (1734-1803 г.г.), посол России во Франции, друг Вольтера и Дидро. Федор выучил в Париже около дюжины языков. По прибытии в Россию в 1765 году преподавал в Московском университете и Троицко-Сергиевской Лавре.

Князья Голицыны упоминаются в книге В.Куковенко «Масонская архитектура масоны Можайска» ещё не однажды. Также, в частности, в связи с обетом Александра I, касающимся строительства Храма Христа Спасителя в Москве. Обет был дан императором после победы в Войне над Наполеоном. Работу над проектом курировал Александр Николаевич Голицын. Проект разрабатывал А.Л.Витберг. Император Александр был вдохновлен проектом, но вдруг неожиданно отказался от него.

1 августа 1822 года последовал высочайший рескрипт Александра I о запрещении всех лож в России. … Император умер спустя три года, три месяца три недели после обнародования рескрипта, почти в тот же день, когда умер Филипп Красивый. Смерть Филиппа пришлась на 29 ноября 1314 года.

Не случайно, как видим, Можайск стал центром русского масонства и продолжает оставаться им сейчас… коль скоро в Можайске родился А.В.Богданов - «главный масон» современной России, председатель центрального комитета Демократической партии России, Кандидат на должность Президента России на выборах 2008 года. Хотя его участие в выборах несколько удивительно, вообще-то, масоны в публичной политике не участвуют. Но вот Можайск в его биографии логичен.

Известно из истории Руси, что «Можайскую линию обороны» не смог преодолеть ни один «Дьявол-Захватчик», включая Гитлера. Знаменитое Бородинское сражение состоялось, опять же, близ Священного града Можайска… И по одному из преданий «в канун Бородинского сражения в палатку Кутузова заходил граф Сен-Жермен, Великий Учитель Востока и член Гималайской Общины. Он дал Кутузову нужные советы. А также некий перстень, посылаемый Братством доверенным людям».

Эта легенда воспроизводится в воспоминаниях о Елене Рерих, прямой наследнице «Спасителя Отечества» Кутузова по линии матери.

Надо сказать, что в 18 веке почти всё российское дворянство повально состояло в масонских ложах. Усадебные и домашние церкви, молельные комнаты - все это признаки исповедования концепции раннего христианства, распространившегося на Руси в 18 веке.

Если ориентироваться на символы Черного Волхва- Святого Мориса, Меч и Копье, а также число 22, то Никольский Собор Можайского Кремля символизировал Охрану истинной Царской династии, имеющей отношение к Риму и к крестоносцам, т.е. тамплиерам.

Задача адептов Можайского храма состояла в том, чтобы вернуть на престол священную династию, Охранителем которой является Никола Можайский и отлучить от власти всех тех, кто находится на престоле незаконно, включая проклятое потомство Филиппа Красивого, предавшего тамплиеров из-за скупости и нежелания возвращать долги.

Могу предположить, что Наполеон относился к той династии, которая не вписывалась в планы тамплиеров. И как бы он не пытался уничтожить в зачатке возрождающиеся очаги тамплиеров в России, и как бы пытался усилиться раритетами и мощами князей Дома Ярослава Мудрого, план его не удался.

Существует весьма спорное суждение о том, что все тамплиеры и масоны является антимонархистами, особенно после казни Жака де Моле. На самом деле они не выступали против монархии. Это монархия выступила против них, решив завладеть богатствами тамплиеров. Казнью Жака де Моле отметился в истории потомок Анны Русской - королевы Франции - Филипп красивый. По этой самой причине под проклятье Жака де Моле попали и потомки Ярослава Мудрого по линии Анны Ярославны. И если за кем-то гонялись ушедшие в подполье тамплиеры - то за проклятыми родами, всплывающими в лице монархов, а отнюдь не за всеми монархиями мира.

Можно даже предположить, что Наполеон пошел на Русь, будучи взволнованным строительством Никольского храма Можайского Кремля.

Быть может, он видел в этом угрозу своему императорскому статусу. Наполеон его, в конечном счете, и потерял в связи с этим походом.

Символично, что акт Капитуляции Франции перед Россией составлял и подписывал генерал-майор Михаил Орлов - сын Татьяны Ярославовой, чья фамилия созвучна имени Анны Ярославны королевы Франции.

Ярославы, Ярославны и Ярославовы в лице Михаила Орлова «щелкнули по носу» Наполеону и засвидетельствовали первенство России над Францией.

Совпадение? Если совпадение, то показательное…

Для кого-то это заговор Дьявола против власти, а для кого-то свержение Дьявола с престола …

Как видим, здесь очень сложная система взаимоотношений…

И высок риск начать бороться против тех, кого в действительности надо поддерживать.

Не вызывающим сомнения является лишь следующий вывод: Долги надо отдавать…

Слишком дорого обошлось потомкам Филиппа Красивого нежелание их предка платить по своим счетам…

Можно ли теперь им избавиться от этой вечной анафемы Жака де Моле?

Вот в чем вопрос …

И он даже важнее текущей конкуренции за престолы…

Молодость

На посту магистра

В то же время, в ожидании большого крестового похода , Жак де Моле пытался вернуть утраченные позиции ордена на Святой земле. С этой целью в 1301 году тамплиеры захватили остров Арвад (Руад), находившийся недалеко от сирийского побережья . Однако они не смогли удержать его и в 1302 г. Арвад был сдан сарацинам.

Неудачи ордена способствовали нарастанию критики в его адрес. Ещё в 1274 году впервые встал вопрос об объединении двух ведущих военно-монашеских орденов - Храма и Госпиталя. В 1305 году папа Климент вновь предложил объединить ордена. В своём письме Клименту Моле раскритиковал это предложение .

Во время своего второго визита в Европу Моле узнал об интригах короля Франции Филиппа IV против тамплиеров. Несдержанная жесткость магистра, возможно, предопределила печальный конец его ордена. Осенью 1307 года начался процесс против тамплиеров.

На процессе

Оценки историков

Личность последнего магистра ордена тамплиеров не получила однозначной оценки историков. Мари-Луиза Бульст-Тиле полагает, что Жак де Моле был амбициозной личностью, однако он не пользовался доверием своего предшественника и конвента ордена. . Малькольм Барбер считает, что решение избрать Моле на пост магистра ордена было неудачным. «Он оказался в условиях, которые он не понимал… Он никогда не смог осознать, что вместе со своим орденом стал анахронизмом в меняющемся мире» - пишет историк . Ален Демюрже более лоялен к магистру. Он полагает, что его ни в коем случае нельзя считать недалёким или глупым . Более того, по мнению историка, трудно было найти лучшего кандидата на должность магистра, чем Моле. Тем не менее, он не смог реформировать орден. Его сопротивление объединению с орденом госпитальеров могло стать одной из предпосылок роспуска тамплиеров .

Легенды

Примечания

Библиография

  • Barber M. James of Molay, the Last Grand Master of the Order of the Temple // Studia Monastica 14 (1972).
  • Barber M. James of Molay // The Crusades. An Encyclopedia / Ed. A. V. Murray. Santa Barbara, Denver, Oxford: ABC-CLIO, 2006.
  • Bulst-Thiele M.-L. Sacrae Domus Militiae Templi Hierosolymitani Magistri: Untersuchungen zur Geschichte des Templerordens, 1118/9-1314. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1974.
  • Demurger A. Jacques de Molay: Le crépuscule des Templiers. Paris: Payot et Rivages, 2007.
  • Demurger A. The Last Templar: The Tragedy of Jacques de Molay, Last Grand Master of the Temple. London: Profile, 2004.
  • Menache S. The Last Master of the Temple: James of Molay // Knighthoods of Christ: Essays on the History of the Crusades and the Knights Templar/ Ed. Housley N. Aldershot: Ashgate Publishing, 2007.
  • Е. Жаринов. Великие пророки. Магистр Жак де Моле. М.:АСТ, 1999

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Жак де Моле" в других словарях:

    - (фр. Molay или фр. Molé) французская фамилия. Жак де Моле (1244 5/1249 50 1314) двадцать шестой и последний великий магистр ордена тамплиеров. Матьё Моле (1584 1656) французский государственный деятель 17 века Луи Моле (1781 1855)… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Моле. Жак де Моле фр. Jacques de Molay … Википедия

    Рыцарь Тевтонского ордена (у Тамплиеров крест красный) Жак де Моле (фр. Jacques de Molay; 1244 5/1249 50 18 марта 1314) двадцать третий и последний великий магистр ордена тамплиеров. Содержание 1 Молодость … Википедия

    Рыцарь Тевтонского ордена (у Тамплиеров крест красный) Жак де Моле (фр. Jacques de Molay; 1244 5/1249 50 18 марта 1314) двадцать третий и последний великий магистр ордена тамплиеров. Содержание 1 Молодость … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Моле. Луи Матьё Моле Louis Mathieu Molé … Википедия

Некоронованный король
Жак де Моле – фигура из ряда вон выходящая, его яркая жизнь и мученическая смерть послужили поводом для мифологизации рыцарства, а сам он стал прообразом борца против церкви и королевской власти, вдохновившим многие поколения революционеров и атеистов всех мастей. Оказавшись жертвой политического инквизиционного процесса, сам великий магистр отнюдь не был безгрешной личностью, а его деятельность во главе ордена тамплиеров грозила тотальным разрушением основ христианского мира еще в XIV веке. У короля Филиппа Красивого и папы Климента V были все основания видеть в Жаке де Моле опаснейшего конкурента.

Гороскоп Жака де Моле

Жак де Моле_

Начнем с того, чем был для средневековой Европы орден тамплиеров, и почему его дальнейшее существование угрожало не только французской короне, но и всему западноевропейскому миру, цивилизационные основы коего зиждились на представлениях о священном происхождении королевской власти. До тех пор пока король и папа были наместниками Бога на земле, союз власти духовной и мирской гарантировал поступательное развитие европейского общества в русле христианского мировоззрения. Но уже в XV веке произошли необратимые изменения к худшему – основы основ готической цивилизации содрогнулись. Времена Ренессанса стали прологом новой главы в жизни христианской Европы, окрашенной багряным цветом смуты и братоубийственных гугенотских и гуситских войн. Королевская, как и папская власть были обречены, но падение их было отсрочено упразднением могущественного наднационального союза тамплиеров – организации, политический ресурс которой вполне позволял назвать орден самым первым Интернационалом. Тем не менее, семена богоборческих идей, посеянных тамплиерами, дали всходы во времена Просвещения, а реальные плоды – лишь в ХХ веке, кровавая история которого уходит своими корнями в темные времена средневековья.
Борьба Бога и дьявола стала основным лейтмотивом двухтысячелетней истории христианства, которую некоторые исследователи небезосновательно разделяют на два равновеликих периода, один из которых принадлежит Христу, а другой – антихристу. Появление на границе 1-го и 2-го тысячелетий на исторической арене многочисленных сект и ересей стало основанием для будущего возникновения тайных обществ: иллюминатов, масонов, розенкрейцеров и пр., довершивших начатое тамплиерами дело низложения власти христианства. Орден рыцарей храма Соломона был одним из наиболее действенных механизмов распространения в западной Европе оккультных восточных учений, и в первую очередь – иудейской каббалы. Как все новое, скрытое и непонятное, оккультизм вкупе с каббалической астрологией привлекал в орден огромное количество новых адептов. Обещанное неофитам знание невозможно было получить вне пределов рыцарского круга, ставшего идеальной средой для зарождения религии Люцифера.


Бафомет

Тамплиеры, как выяснилось, поклонялись некоему Бафомету – странному чудовищу с козлиной головой, казавшемуся рыцарям 13 века чем-то очень таинственным, экзотичным и глубоко символичным. Во всех оккультных изданиях между козлоногим Бафометом, воплощающим (как это ни странно) идею астрального света, и извечным противником Бога ставится знак тождества. Очевидно, для подобных аналогий у тамплиеров и их преемников были основания, ведь само имя Люцифера переводится как «несущий свет» .

(Вот отрывок из речи основателя Ку-Клус Клана, суверен — гроссмейстера «СТАРШЕГО И ПРИНЯТОГО ШОТЛАНДСКОГО КРУГА ВОЛЬНЫХ КАМЕНЩИКОВ» Альберта Пайка, произнесенной 7 Апреля 1889 г., перед 32-й степенью «Шотландского круга»: «Мы чтим бога, но это - бог, которому поклоняются без предрассудков. Религия Вольных Каменщиков призвана прежде всего привести к нам всех посвященных высших степеней в чистоте Люциферова учения. Как говорит старый закон: нет света без тени, нет красоты без уродства и нет белого без черного; поэтому и Абсолют может существовать только в двух богах… Именно поэтому учение сатанизма - ересь. И подлинно чистая, истинно философская религия - это вера в Люцифера, бога света, равнопоставленного Адонай (Христу). Но Люцифер, бог света и добра, борется за человечество против Адонай, бога тьмы и жестокости». )

Не вызывает ни малейшего сомнения утверждение об антихристианской сути учения тамплиеров, называвших себя рыцарями храма Соломонова.

Название ордена тамплиеров происходит от французского tample («храм»), но не имеет никакого отношения к христианству, поскольку подразумевает иудейский храм Соломона, на руинах которого была построена резиденция рыцарского ордена в Иерусалиме. Легенда о ритуальном убийстве главного строителя храма Хирама Абифа легла в основу мифологизированной церемонии посвящения в члены масонской ложи.

Обрядность и церемониал рыцарей-храмовников были восприняты пришедшими им на смену мистическими тайными обществами: масонскими ложами шотландского обряда, иллюминатами и прочими поборниками оккультных доктрин, преследовавшимися христианской церковью.
Несколько веков католицизм силами доминиканского ордена, монахи которого называли себя «псами Господними», относительно успешно противостоял многочисленным ересям, стремившимся расколоть тело христианской религии изнутри. Количество невинных жертв инквизиции при этом росло в геометрической прогрессии, что не могло не вызвать естественного желания простых верующих избавиться от постоянного страха за свою жизнь. Необходимость в реформировании церкви назрела сама собой, и появление протестантизма с исторической точки зрения выглядит чем-то вполне естественным. Но внутренняя борьба в пределах целостного организма, коим можно считать католическую це

Благодаря масонской мифологии и, в немалой степени, с подачи французского беллетриста Морриса Дрюона с его серией «Проклятые короли», последнего великого магистра тамплиеров, Жака де Моле принято изображать эдаким благородным старцем, мудрым руководителем могущественной организации, коварно репрессированным злым и жадным французским королем. Нужно ли говорить о том что эта пастораль (впрочем, как и подавляющая часть всех тамплиерских мифов) , даже и близко не соответствует с действительностью. Этой статьей я выполняю данное обещание - то есть на цифрах, фактах и с использованием заслуживающих доверия источников постараюсь доказать, что де Моле был слабым человеком, бездарным руководителем и недееспособным политиком, чья глупость, политическая слепота и привели к разгрому ордена.

Кухонный ястреб

Всю жизнь и орденскую карьеру будущего великого магистра можно уместить в несколько строчек. Жак де Моле был сыном дворянина из Франш-Конте. Запомним этот факт, потому что он сыграл немаловажную роль во всех дальнейших событиях. Почему? Потому что эта небольшая область в те времена была частью графства Бургундия, которое в свою очередь входило в состав Священной Римской империи а значит род де Моле не был вассалом французской короны. Год рождения Жака де Моле неизвестен. По его собственным словам он был принят в орден в 1265 году, в юношеском возрасте, так что можно предположить, что он родился где-то в середине тринадцатого столетия.

Дальнейшая биография Жака де Моле полностью связана с орденом. В начале 70-х годов он прибыл в Святую Землю, где, на протяжении двух десятков лет нес ничем не примечательную службу брата-рыцаря. Времена меняются, а армейские порядки остаются неизменными. Есть такая жестокая офицерская шутка: «Ему еще сорок пять, а он уже старший лейтенант». В переводе на гражданский язык это означает, что в армии, где во все времена карьера делалась очень быстро, двадцать лет без самого маленького повышения может просидеть либо человек абсолютно никчемный, либо нарушитель дисциплины, который не дружит с начальством. Не вызывает сомнения что брат-рыцарь Жак представлял собой тип хорошо известного сегодня «кухонного диссидента», который в домашнем кругу гневно осуждает существующую власть и рассказывает, что и как нужно делать, а сам при этом не в состоянии командовать даже взводом...

В протоколах процесса над тамплиерами сохранились свидетельские показания о том, что Жак де Моле, вместе с другими крестоносцами, как тамплиерами так и мирянами, упрекал великого магистра Гийома де Боже в соглашательской политике с мусульманами и уклонения от боевых действий. Факт примечательный. Ведь если вспомнить двухвековую историю Иерусалимского королевства, то можно увидеть, что к самым большим и трагическим поражениям защитников святой Земли приводила именно политика «ястребов» которые, вопреки стратегическим интересам и здравому смыслу, требовали «священно войны» … Мог ли «кухонный ястреб» Жак де Моле в период магистерства де Боже, на протяжении двух десятков лет удерживающего Латинский Восток от участия в бессмысленных и обреченных на поражение войнах, получить хоть самое малое повышение? Вряд ли.

Для нас здесь важно другое. Если проведя два десятка лет на Востоке де Моле не смог понять всех тонкостей восточной политики то на должность главы ордена, да еще в столь трудные времена он подходил не подходил никаким образом. Однако при этом определенные (и немалые) амбиции он имел. Опять же по словам одного из свидетелей процесса, в 1291 году он якобы заявил что: «Истребил бы в ордене то, что ему не нравится, и что может принести ордену большой вред» . Это высказывание обычно истолковывают как намек на ересь, в которой был обвинен орден, но оно скорее свидетельствует именно о честолюбии Жака и его стремлении возглавить орден.

С 1285 года Жак де Моле прходит службу в Акре. О подвигах его во время осады города ничего не известно. Одно можно сказать точно - среди последних тамплиеров, защищавших до конца Магистерскую башню и погибших под ее обломками его не было, так как после падения Акры и капитуляции Сидона (а не исключено что и раньше) он обнаружился на Кипре.

Бургундский шпион

Так как Гийом де Боже погиб, возглавляя оборону Акры, разношерстные кипрские репатрианты, в основном администраторы и хозяйственники, решив, вероятно, что пробил их звездный час, спешно собрали верховный капитул и выбрали нового главу ордена. Им стал великий прецептор Тибо Годен. В число семнадцати выборщиков простой ничем не примечательный брат рыцарь Жак, которому к тому времени уже было изрядно за сорок, попал скорее всего как «старослужащий» по возрасту и выслуге лет. Дальше произошла обычная среди бюрократов вещь. Тибо Годен заручился поддержкой капитула вероятно, пообещав за голоса высокие орденские должности. Так или иначе, Жак де моле в тот же день стал великим прецептором.

Здесь нужно отдельно пояснить что означала эта должность. Великий прецептор Храма возглавлял ту часть ордена, которая находилась на территории Иерусалимского королевства, был в общей иерархии вторым лицом после великого магистра, а также после смерти великого магистра либо его отсутствия исполнял обязанности местоблюстителя.

Тибо Годен, ознаменовав свое недолгое правление одним неудачным походом в Армению(в котором, кстати, Жак де Моле участия не принимал), скончался в 1293 году. Выборы великого магистра снова проходили на Кипре куда, после потери всех христианских владений на Ближнем востоке, уже официально была перенесена штаб-квартира ордена.

На пост двадцать третьего великого магистра было два претендента. Во время процесса брат-рыцарь из Лиможа показал на допросе, что большая часть конвента на Кипре - рыцари из Лимузина и Оверни - хотели избрать великим магистром своего земляка, генерального визитатора (то есть главу ордена на Западе) Гуго де Перо. И здесь снова произошло событие, которое характеризует Жака де Моле, мягко говоря, далеко не с самой лучшей стороны.

Еще в 1291 году в присутствии великого магистра Тибо Годена он поклялся, что, получив (скорее всего в обмен на свой голос) должность великого прецептора, не будет претендовать на пост великого магистра, и буде случатся следующие выборы, то поддержит Гуго де Перо, высокого орденского сановника, к тому же облаченного доверием французского короля.

Но на верховном капитуле, когда шло обсуждение кандидатуры Гуго де Перо, Жак, опять же согласно свидетельским показаниям, Жак де Моле буквально угрозами потребовал своего избрания, заявив « ...им, чтобы они, из чего уже сделали плащ, то есть великого прецептора, сделали бы и капюшон, то есть самого великого магистра, потому что по их желанию или нет он станет магистром, пусть и через насилие» .

Теперь самая пора вспомнить о происхождении Жака де Моле. Дело в том, что как раз в это самое время граф Бургундский Отон IV продал его родной Франш-Коте французской короне, но бароны этой земли отказались стать вассалами французского короля и, при поддержке английского короля выступили против него с оружием. Таким образом, выборы великого магистра вылились в борьбу между проанглийской и профранцузской партией.

Чтобы до конца прояснить картину, необходимо добавить, что на выборах присутствовал Отон де Грансон. Этот савойский рыцарь был другом детства и доверенным лицом Эдуарда Английского. Отон был эмиссаром Эдуарда в Иерусалимском королевстве, участвовал в обороне Акры в 1291 году, в 1292 году вместе с великими магистрами орденов тамплиеров и госпитальеров отправился воевать в Армению, а в 1293 году служил связующим звеном между королем Англии и мятежными баронами из Франш-Конте. Именно этот влиятельный человек, значительная фигура в европейской тайной политике и смог своим авторитетом склонить чашу весов в сторону ничем не примечательного рядового брата-рыцаря, каким в глазах сановников ордена безусловно являлся Жак де Моле.

Новоизбранный великий магистр оказался человеком благодарным. Отону из орденской казны была назначена ежегодная рента в 2000 турских ливров, что позже подтвердил папа Климент V.

Мог ли Филипп Красивый быть доволен тем, что происходит в ордене? Чтобы ответить на этот вопрос нужно оценить самого этого незаурядного политического деятеля

Король Филипп IV был прагматик и государственник. Вступив на трон в возрасте 23 лет, он за без малого тридцать лет правления методично превращал Францию из полуфеодального конгломерата в сильное централизованное и дееспособное государство, закладывая фундамент будущей абсолютной монархии.

Какие же задачи ему при этом приходилось решать? Первое и главное - «выровнять» доставшееся ему государство. Франция 13 столетия представляла собой пеструю смесь из земель «королевского домена»(являвшихся частной собственностью короля), давних вассальных держаний, таких как графства Шампань и Блуа, территорий, завоеванных уже в 13 веке, к числу которых принадлежал Лангедок, а также тысяч разномастных владений, церковных земель и независимых городов. Не говоря уже о пограничных землях, какими в то время являлись Фландрия, Бургундия и Гиень, где царила такая чересполосица, по сравнению с которой Русь периода феодальной раздробленности выглядит тоталитарным государством.

Внутренние вопросы Филипп решал грамотно и жестко, но всегда в правовом поле! Земли мелких дворян, вкрапленные в королевский домен, покупались и обменивались. Баронские суды в городах и деревнях на законных основаниях заменяли на королевских бальи. Для того, чтобы увеличить налоги, король собирал парламент, на котором присутствовали представители всех трех тогдашних сословий.

Кадровая политика Филиппа также не может не вызывать уважения. Он, прямой потомок в одиннадцатом поколении герцога Парижского Гуго Капета, избранного в свое время первым французским королем не окружал себя высшей аристократией, а ставил на государственные посты талантливых выдвиженцев из незнатных дворян и простолюдинов. Он был человеком сильной воли, личные интересы всегда подчинял государственным и не боялся выносить сор из избы - выставил на всеобщее посмешище своих сыновей, публично изобличив их жен в супружеской измене, а затем осудил на казнь старшую невестку, чтобы его сын мог жениться вторично. Если к этому добавить его личную скромность и нестяжательство (король в приватной жизни балами и роскошью не увлекался), а также и то, что Филипп был образцовым семьянином, то становится ясно, что привычная нам картина «жадного короля» мягко говоря, не соответствует действительности.

Вся внешняя политика этого монарха была подчинена главной цели, к которой на протяжении многих поколений стремились Капетинги - «округлению» государственных границ, разрешению в свою пользу всех тяжб о спорных территориях и пресекновение чьего бы то ни было внешнего вмешательства в внутренние дела вверенной ему державы. Спор за Гиень, входившую тогда вместе с Аквитанией в континентальные владения английской короны, задолго до начала Столетней войны сделал Англию и Францию естественными и непримиримыми врагами и Эдуард Английский всячески поддерживал всех континентальных врагов Филлипа.

Нужно ли говорить, что избрание великим магистром, да еще при прямом содействии Англии, с которой Франция тогда находилась в состоянии войны, бургундца Жака де Моле да еще к тому же и выходца из мятежной провинции, Филипп расценил однозначно как угрозу государственным интересам Франции. Для сравнения представьте себе, что в 1943 году главой Русско православной церкви неожиданно избирается ставленник Гитлера и оцените, какую «радость» при этом испытал бы при этом Иосиф Виссарионович.

Свой среди чужих

Девяносто процентов доходных владений, наполнявших казну ордена тамплиеров, находилось во Франции. Обладай Жак де Моле хоть немного политическим здравомыслием, он бы уже на следующий день после избрания позабыл про своих английских покровителей и начал искать общий язык с могущественнейшим европейским монархом, от которого целиком и полностью зависела судьба ослабленного Ордена Храма.

Сразу же после избрания Жак де Моле отправляется в Европу.. Всегда и во все времена первый международный визит нового главы государства или влиятельной международной организации - событие знаковое, к которому присматривается весь мир. Казалось бы первым и самым логичным шагом для великого магистра было бы прибытие в Париж, где находилась европейская штаб-квартира ордена. Но что происходит на самом деле? Великий магистр ведет себя так, будто боится Филиппа Красивого, как боится учителя нашкодивший шкльник!

Сначала он посетил Прованс(входивший в состав Священной Римской империи), остановился там в городе Монпелье и в августе 1293 года именно там собрал верховный капитул. Затем направился в Арагон а оттуда в Англию. Из Англии путь Жака де Моле лежал опять же не в Париж, а в Неаполь, где в 1294 году он присутствовал на конклаве, избравшим папой Бонифация VIII. Создается устойчивое впечатление, что Жак де Моле, вопреки политической необходимости да и здравому смыслу откровенно опасался вступать в пределы Франции.

Добрался до Франции он лишь на на третий год пребывания в Европе. В 1296 году вероятно заручившись гарантиями безопасности от нового, вошедшего в силу папы он прибыл в Парижский Тампль где провел несколько капитулов. При этом никаких сведений о его встрече с Филиппом красивым не осталось, однако о «теплоте» их отношений может свидетельствовать то, что в документах того периода, касающихся ордена, Филипп откровенно игнорирует факт существования Жака де Моле. В феврале-марте 1296 года (как раз в то самое время когда Жак проводил капитулы и принимал в орден неофитов) король трижды подтвердил пожертвования в пользу ордена, однако в грамотах, им подписанных имя великого магистра не упоминается!

Проанглийский крестоносец»

В это же самое в время в Туманном Альбионе произошли события, которые в истории ордена не имели аналогов за все его почти двухсотлетнее существование. К запрету на пролитие христианской крови тамплиеры относились очень серьезно. Все случаи, когда братья Храма поднимали оружие на единоверцев связаны исключительно с защитой себя и собственных земель от вооруженной агрессии, и ради соблюдения этого правила орден зачастую шел на прямой конфликт со светскими государями. Так, в середине 13 века тамплиеры Мореи (франкских владений в Греции) категорически отказались воевать против греков, за что принц Ахайский Виллардуэн лишил их многих, пожалованных ранее владений. Поэтому то, что произошло в 1298 году в Англии, было вопиющим отходом от всех традиций. После того как в Шотландии началось восстание Вильяма Уоллеса, Король Эдуард I , воевавший с французами во Фландрии, заключил перемирие с Филиппом Красивым, вернулся домой и начал готовить армию для усмирения мятежа. При этом он, в числе прочих привел к присяге и поставил в строй всех тамплиеров и госпитальеров.

Для братьев-военно монашеских орденов, подчинявшихся напрямую папе, присяга светскому государю сама по себе была серьезнейшим нарушением устава, за которое изгоняли из ордена. Ну а участие в светской войне и пролитие крови христиан и вовсе могло закончиться казнью или длительным тюремным заключением, подобные прецеденты были. Однако возвратившийся к тому времени на Кипр Жак де Моле проглатывает подобное унижение, словно нечто само собой разумеющееся.

Лично я считаю, что Эдуард, заставив воевать братьев-рыцарей, поступил правильно. И как глава государства, и как король-крестоносец, который имел свой личный счет со Святым престолом, об этом я уже писал в статье про причины падения Акры. Однако расценивать действия Жака де Моле, который даже не попробовал хотя бы номинально возмутиться своеволием английского короля и осудить братьев, нарушивших устав, в данном случае можно однозначно - это была обычная страусиная позиция. Мог ли французский король не отметить, что великий магистр спокойно позволяет своим рыцарям воевать на стороне главного врага? Думаю нет.

Кроме чисто политических последствий, у этой истории был еще один крайне нехороший аспект. Большая часть английских тамплиеров погибла в Битве при Фалькирке. И это в то время, когда орден так нуждался в воинах на Востоке!

Бездарный стратег

В 1299 году Махмуд Газан-хан правитель Азербайджана и Ирана, предпринял наступление на Сирию. Он обратился к королям Грузии, Армении и Кипра с просьбой о помощи и, хотя был мусульманином, заключил с ними союз. В декабре, благодаря помощи грузинских и армянских христиан, ему удалось победить мамлюков, однако он не воспользовался своей победой и возвратился на Восток. Христиане ожидали возвращения татар и теперь вступить с ними в союз были готовы и тамплиеры.

Не поняв того, что после того как монгольский хан обратился в ислам, союз с татарами призрачен как никогда, великий магистр начал готовить вторжение. Он обратился к братьям ордена в Испании с требованием о поставке продуктов и оружия. 20 июня 1300 года король Анри Кипрский со своим войском и войсками двух монашеских орденов, госпитальерами и тамплиерами, совершил рейд на Египет и сирийское побережье. Они захватили прибрежный остров Антарадос(Руад), высадились на Тортосу и смогли продвинуться вглубь суши до Мараклеи. В ноябре этого же года Амори, брат короля и коннетабль Иерусалимского королевства вместе с тамплиерами и госпитальерами, выступившими под командованием своих великих магистров повторил наступление на Тортосу. Тамплиеры вновь овладели островом Антарадос, укрепились на нем и начали ожидать прихода татар.

В апреле 1301 г. Жак де Моле в письме к английскому королю сообщил, что хан задержался из-за восстания, организованного одним из его родственников, и что он, великий магистр, рассчитывает на его прибытие в сентябре. При этом в письмах к монархам того периода он не просил о помощи, а выражал обоим королям свою преданность и свидетельствовал о преданности ордена.

Тамплиеры, занимаясь тривиальным пиратством, удерживали остров до осени 1302 года, когда на них напали мамлюки. Этот крошечный островок, расположенный менее чем в трех километрах от сирийского побережья на протяжении многих лет служил отличным прикрытием береговой крепости Тортоза, а вот в качестве стратегической базы вторжения не годился никак. Несмотря на наличие крепких стен и удобной гавани, был у него один «небольшой» изъян - полное отсутствие источников пресной воды. Если учесть, что до кипрского берега оттуда два дня парусного хода при попутном ведре, то очевидно, что при простой морской блокаде такой форпост быстро превращается его в ловушку для защитников и держать на нем главные силы ордена было извращенной формой самоубийства. Что сами обреченные тамплиеры, судя по всему понимали отлично - при первых признаках блокады менее стойкие братья просто сбежали с Антрадоса, а верные своему долгу были брошены на произвол судьбы.

После того, как у защитников острова закончились провиант и боеприпасы они сдались. Из тех, которые «отдались на волю судьбы», было убито 500 лучников, тюркополов или сержантов (поскольку не приходилось рассчитывать на то, что за них заплатят выкуп). Всего погибло 120 рыцарей и 300 простолюдинов. Cдавшиеся братья -рыцари, вопреки данным им обещаниям, были отправлены в Каир, где почти все из них умерли в тюрьме, поскольку отказались отречься от своей веры.

Так бесславно завершилась последняя военная операция тамплиеров крах которой целиком и полностью лежит на совести великого магистра. Не владея стратегической ситуацией он понадеялся на пустые обещания ненадежного союзника, выбрал крайне неудачное место для базы, не эвакуировал обреченные войска и не принял никаких мер для выкупа братьев. Достоверно известно, что они писали из Каира, прося денег на выкуп не своему магистру, а королю Хайме Арагонскому!. Вам нравится этот магистр? Мне нет.

Бездарный политик

Потерпев сокрушительное поражение и бездарно лишившись остатков военных сил ордена, Жак де Моле откровенно самоустраняется от решения насущных проблем и с головой уходит в дрязги между правителями кипрского королевства. Всеми оставшимися силами он поддерживает свержение законного короля его братом Амори, видимо надеясь завоевать таким образом его благоволение и закрепиться на острове.

Но Кипр, с самого его завоевания Ричардом Львиное Сердце, был для тамплиеров прибежищем ненадежным. Доходов от имевшихся там землевладений не хватало для того, чтобы содержать братьев, тюркополов, наемных арбалетчиков и слуг. Большую часть острова король раздал в качестве феодов своим стороникам, к тому же в течение нескольких десятилетий на Кипр возвращалась аристократия Святой Земли и там шли постоянные споры о правах и доходах. Следовало признать, что Кипр не мог служить ордену удобным местом для дислоцирования. Так что ошибочный выбор места для штаб квартиры ордена можно смело присовокупить к списку бездарных действий Жака де Моле.

Предатель

Последним деянием, показавшим его духовную слабость и полную политическую несостоятельность, стало поведение по отношению к своему прямому сюзерену -римскому папе Бонифацию.

Конечно, этот понтифик был далеко не ангел. Одна лишь история о том, как он расчищал для себя Святой престол говорит обо многом. Папа Целестин V был очень старым и искренне верующим человеком, далеким от мирской суеты. Ночью, с помощью рупора будущий папа пробравшись в комнату, соседствующую со спальней понтифика, изобразил "глас с небес", потребовавший у Целестина оставить кафедру. Приняв все за чистую монету Целестин отказался от тиары. Бонифаций был отличный оратор, знаток права, тонкий дипломат, но человек "лишенный какого-либо нравственного чувства".

Он шел по стопам Григория Великого, насаждая примат Римской церкви над королевской властью. Однако если знаменитый папа-реформатор, продержавшим двое суток у себя под дворцом кающегося германского императора, был человеком духовным и пытался построить теократическое сверхгосударство, то Бонифаций использовал весь авторитет, накопленный церковью за тысячу лет ее активного существования, всего лишь для создания тривиальной международной бизнес-корпорации «Святой престол». Он беспардонно использовал все налоговые и таможенные льготы, навязывал французским диоцезам своих ставленников-епископов и вовсю пытался диктовать свою волю европейским монархам. Могло ли это понравиться французскому королю?

К лету 1303 года противостояние Бонифация и Филиппа дошло до прямой и открытой вражды. Папа подготовил и собирался огласить буллу, отлучающую французского короля от церкви. Филипп, в свою очередь, принимал адекватные меры. Он подготовил обвинительное заключение где папе приписывались многие светские и религиозные преступления, практически все те, которые в ближайшем будущем припишутся тамплиерам.

7 сентября 1303 года королевский министр Гийом Ногаре во главе небольшого отряда выехал в Италию, и, при поддержке римского аристократического рода Колонна совершил дерзкое нападение на папскую резиденцию в Ананьи. Бонифаций был арестован и смог избежать депортации во Францию на королевский суд только из-за ссоры Ногаре с семьей Колонна. Однако пережитый шок был столь велик, что папа, которому было уже под восемьдесят, вскоре скончался.

Теперь поглядим, как повели себя в этой ситуации тамплпиеры и сам Жак де Моле.

Незадолго до нападения на папу, 13 июня 1303 года генеральный визитатор Ордена Храма Гуго де Перо, вместе с приором госпитальеров во Франции и прецепторами нескольких провинций завизировал приговор папе Бонифацию, вынесенный французским королем. Жак де Моле, как и в случае с английским тамплиерами, предпочел отсидеться на Кипре и хранить молчание, что в очередной раз свидетельствует о его слабости и крайне низком авторитете.

Безусловно, Гуго де Перо, проигравший выборы кандидат в великие магистры, был человеком короля Филиппа Красивого и мог действовать под давлением. Однако враждебные действия через голову непосредственного начальника, совершенные по отношению к главе церкви и на стороне светских властей, будь они трижды оправданы с точки зрения текущей ситуации - это однозначно позорное клятвопресупление, и Жак де Моле, как глава ордена, был обязан хотя бы выразить свое негодование.

Впрочем, не исключен факт что таким вот молчаливым предательством Жак, как и в случае с Эдуардом, пошло покупал благоволение французского короля.

Крестоносец по кадрам

Распространенное мнение о том, что в избранный в 1304 г. новый папа Климент V, был послушным орудием в руках Филиппа Красивого, не соответствует действительности. Как француз по национальности, он не делал ничего, что противоречило бы интересам Франции, однако за весь свой недолгий понтификат все его решения однозначно свидетельствуют о том, что церковные интересы он ставил выше светских.

Он был искренне озабочен освобождением Святой Земли и, пройдя инаугурацию сразу же призвал к себе магистров главных военно-монашеских орденов, чтобы обсудить с ними план нового Крестового похода.

До нас дошли два интереснейших документа -письма великого магистра госпиталеров, Фулька де Вилларе и письмо Жака де Моле, в котором они представляют свое видение будущей войны. Очень показательные документы. Письмо Фулька де Вилларе это документ, написанный стратегом и политиком, отлично понимающим те задачи, которые необходимо решить, пути их решения и реальные возможности. Письмо Жака де Моле - типичная прокламация партийного работника, где основное внимание уделяется оргвопросам. Великий магистр в основном обосновывает недопустимость объединения вместе двух этих орденов. Слияние госпитальеров и тамплиеров могло бы принести огромную пользу и то, что Жак де Моле отказался от этого свидетельствует о том, что личная власть и статус были для него важнее главной цели крестоносцев.

В 1305 году во время беспорядков в Париже король был вынужден прибегнуть к помощи де Перо и укрывался от мятежников за прочными стенами крепости тамплиеров. Вероятно решив, что заключенное к тому времени перемирие с Англией, поддержка нового папы и услуги, оказанные французской короне в борьбе с Бонифацием, упрочили его положение, в 1307 году Жак прибывает в в Париж, где совершает очередную и, на сей раз, последнюю (на свободе) глупость.

Наивный самоубийца

Проведя ревизию сокровищницы он изгоняет из ордена казначея Жана де Турно за то, что тот выдал королю ссуду в размере 400 000 золотых флорентинских монет.

Для того чтобы оценить масштабы Жаковой глупости нужно вернуться назад и посмотреть, как складывались взаимоотношения ордена и французских королей. Гийом де Боже был представителем высшей французской знати и родственником дяди Филиппа красивого, Карла Анжуйского. Во времена его магистерства казна Парижского Тампля фактически слилась с казной короны - должность управителя финансами Ордена Храма и королевского дома исполнял один человек. Мало того, эта должность стала наследственной, ведь изгнанный Жаком де Моле казначей был преемником на этом посту своего родственника! Король настолько благоволил к этому человеку, что во время процесса взял его под личную защиту. Жак де Турне (в отличие от Жака де Моле) дожил по крайней мере до 1327 года.

Стремление великого магистра самостоятельно контролировать финансовые потоки ордена вполне понятны. Однако в его положении игнорировать личные просьбы папы и короля о возвращении на должность казначея было самоубийственной глупостью. Все дальнейшее «благоволение» Филиппа к Жаку де Моле однозначно свидетельствует о том, что не прощавший обид (а больше предательства государственных интересов) король уже вынес ему приговор и ждал удобного момента.

Самое время посмотреть, а как же наш герой распоряжался вверенными ему немалыми подотчетными средствами. На процессе многие тамплиеры жаловались на его скупость. Действительно, он «срезал» бюджеты многих домов призывал к бережливости и сам путешествовал по европе без шика, чуть ли ни инкогнито. Лично я в этом не усматриваю большого государственного ума - ведь тем самым он разрушал давно сформировавшийся в глазах мирян образ богатой и могущественной организации. Однако когда речь шла о том, чтобы заполучить кого-либо в друзья ордена или поддержать с кем-либо дружбу, он демонстрировал аттракционы неслыханной щедрости. Когда в 1302 году на замок графа Пафосского Ги напали пираты, великий магистр выкупил его и его семью за 45 000 серебряных монет, а также дал брату короля Кипра, графу Амори Тирскому, 50 000 безантов. О годовой ренте для Отона де Грансона уже упоминалось. Брату папского казначея члену ордена и папскому спальнику брату Хуану Фернандесу были переданы несколько земельных владений в Испании, и таких примеров много. Подобное поведение характеризует Жака де Моле, как типичного выходца из низов, который не в состоянии понять правила игры в высшей лиге. Он задабривает несуразно большими подачками людей малозначительных, входящих в окружение прелатов и монархов, дает взятки «собаке дворника, чтоб ласковой была», вместо того, чтобы на равных и без посредников говорить с первыми лицами Европы, как делали многие его великие предшественники.

Слепец

Скорее всего, на выбор конкретной даты повлияло два события. Первым была смерть короля Эдуарда Английского 7 июля 1307 года. Второе - смерть Екатерины де Куртене, супруги Карла де Валуа, брата короля[. Со смертью Эдуарда все понятно, его сын и преемник Эдуард II к ордену не благоволил и, как показали дальнейшие события, тамплиеры и их великий магистр лишились поддержки английской короны. Роль Екатерины де Куртене требует отдельного пояснения.

Помимо планов ближнего прицела, у дома Капетингов были и далеко идущие стратегические устремления. И направлены они были на подчинение себе Священной Римской Империи, доминирование на Средиземноморье и новой колонизации Святой Земли. Планы эти были вполне реальными и осуществить их должен был младший брат Филиппа Красивого, Карл Валуа.

Карл был, по отзывам современников «настоящий рыцарь». Не обладая сдержанностью и тонким государственным умом Филиппа он проявил себя как рыцарская натура, харизматическая личность и успешный военачальник, а потому как никто отвечал интересам дома Капетингов как будущий император-крестоносец. Однако во всех крестоносных начинаниях Карла преследовали неудачи. В 1298 году провалились две попытки выдвинуть его на пост германского императора. Брак с Изабеллой де Куртене, дочерью Филиппа, титульного императора Латинской империи принес Карлу призрачную константинопольскую корону которая, однако, позволяла ему стать во главе нового крестового похода. Однако преждевременная смерть супруги лишила Карла и этого титула. Судя по тому, как Карл Валуа пытался защищать тамплиеров и мстил их гонителям, Орден Храма играл в его личных планах важную роль, однако Филипп уже принял решение. Бесполезная для Франции организация, возглавляемая непредсказуемым и откровенно глупым Жаком де Моле, более не располагавшая серьезной поддержкой со стороны европейских монархов была обречена.

Жак де Моле, ослепленный королевской милостью, как деревенский простак, прозевал подготовку к массовым арестам.

Трус

На следующий день после похорон, 13 октября 1307 года все тамплиеры на территории Франции были взяты под стражу. И здесь Жак де Моле ведет себя не как великий магистр ответственный за судьбу своего ордена, а как насмерть перепуганный обыватель.

Трех дней одиночного заключения и угрозы применения пыток хватило, чтобы он «сознался» во всем, чего от него добивались. 24 и 25 октября в присутствии инквизитора и большого количества свидетелей великий магистр сознался в том, что когда его принимали в орден, он трижды отрекся от Христа и плюнул, правда, не на крест, но возле него на пол. Великий магистр словами, «вызывающими сочувствие, и с сердцем, полным раскаяния» просил прощения себе и ордену, а также призвал в письме остальных тамплиеров сознаться в том, в чем их обвиняют.

Братья ордена привыкли к дисциплине и представить себе не могли, что их магистр просто струсил. В результате этого публичного самооговора из 138 допрошенных в Париже тамплиеров только четверо не признали себя виновными.

Однако папа Климент V не стал молча «проглатывать» королевскую пощечину и сделал все от него зависящее, чтобы взять процесс над тамплиерами под юрисдикцию церкви и обеспечить максимально объективное его проведение.

В последующие годы Жак де Моле превращается в безвольную куклу большой европейской политики, мячик от пинг-понга, которым перебрасываются папа и король. Несомненно, злосчастный великий магистр своими быстрыми и многократными признаниями, также и тем, что он склонил к признаниям других братьев, позволив вмешаться в процесс инквизиции, взвалил на себя огромную вину.

«Осмелел» Жак де Моле только на третий год заключения, когда его перевезли в Париж и смогли допросить без присутствия королевских советников. Почуяв ослабление режима он отказывается от своих прежних показаний и 26 ноября 1309 года предстает перед папской комиссией. Исходя из текста протокола этого слушания Жак де Моле ведет себя предельно непоследовательно, неумно и импульсивно Абстрактно жалуется на плохую защиту. На то, что в заключении «мог ежедневно тратить только четыре денье». Просит помощи и совета главного организатора процесса королевского легиста Плезьена. Неожиданно возмущается и требует, чтобы «правда о том, в чем обвиняют орден, стала известна всему миру». После чего даже искренне пытающиеся помочь ордену богословы уже не принимают его всерьез.

Отказ от ранее данных показаний стал очередной глупостью, причем глупостью преступной, ибо своими метаниями Жак де Моле обрек на мучительную смерть сотни ни в чем не повинных братьев. Очевидно, отчаявшись найти поддержку у главы ордена в феврале-марте 1310 года более 600 тамплиеров в Париже заявили, что готовы защищать орден самостоятельно, что немедленно спровоцировало массовые казни, ведь в процессуальной системе инквизиции «отказчик» был преступником гораздо большим, нежели покаявшийся грешник.

В мае 1310 года поместными соборами в Париже было осуждено и сожжено на костре 58 тамплиеров, а в Санлисе – 9 тамплиеров. В отличие от великого магистра, идя на смерть простые братья защищали свой орден, а не собственные шкуры и отчасти они этого добились - после того как тамплиеры начали массово отказываться от своих прежних показаний, папская комиссия была вынуждена прекратить свое расследование.

Роспуск ордена тамплиеров был объявлен на высшем органе римской церкви, экуменическом соборе, чьи решения не мог отменить даже папа. Собор открылся осенью 1311 года в прованском городе Вьенне, однако решение о роспуске ордена было принято

Для короля Франции вопрос осуждения тамплиеров к этому времени уже не входил в список важных и безотлагательных дел, однако начатое нужно было довести до конца.

Для папы Климента решение о роспуске ордена стало результатом очень неприятного компромисса. Климент до последнего колебался, не в силах решить, стоит ли преобразовать орден. Обвинения в ереси, богохульстве и непристойностях, которые выдвигались в адрес тамплиеров, в свое время выдвигались подкупленными свидетелями и в адрес Бонифация VIII. С самого начала своего понтификата Климент V испытывал давление со стороны короля Филиппа, который вынуждал его осудить Бонифация, а себя и советника Гийома де Ногаре объявить ревнителями чистоты Церкви и очистить от любых обвинений связанных с покушением в Ананьи. Весьма вероятно, что именно угрозы Филиппа снова начать этот процесс заставили папу и кардиналов ликвидировать орден тамплиеров Климент V опасался этого процесса, поскольку, даже при благополучном исходе, мог бы нанести огромный урон Святому престолу. Он спас авторитет Церкви, пожертвовав орденом тамплиеров. Но кто знает, будь на месте великого магистра тогда не столь ничтожная личность, как Жак де Моле, в какую сторону склонилась бы чаша весов?

Смертельная глупость

Окончательное решение относительно судьбы великого магистра и еще троих высших сановников ордена папа оставил за собой, но право вынести им приговор было дано трем кардиналам - ставленникам французского короля. 18 марта 1314 года четверо тамплиеров предстали перед публичным судом на помосте перед Собором Парижской Богоматери, где их приговорили к пожизненному тюремному заключению.

И здесь Жак де Моле совершил, на сей раз последнюю в своей жизни, роковую ошибку. Трудно сказать какие были у него договоренности с королевскими эмиссарами, однако для бывшего великого магистра приговор к пожизненному заключению оказался полной неожиданностью.

Вероятно он даже не понял что означает тот факт, что местом отбывания срока назначен Жизор - в те времена пограничная крепость между Англией и Францией. О том, что это был пропагандистский шаг, и никто не жаждал крови четырех аутсайдеров свидетельствует и то что среди осужденных был королевский протеже, генеральный визитатор Гуго де Перо, который после процесса бесследно исчез. Скорее всего король просто дал бы Жаку де Моле тихо закончить свои дни в отдаленном монастыре, под чужим именем, но тот и здесь ухитрился продемонстрировать совершеннейшую глупость.

Великий магистр неожиданно для всех опроверг свои признания, заявил, что орден невиновен и упрекал себя из-за их ложных признаний, сделанных ранее. Примеру Жака де Моле последовал и и прецептор Нормандии Жоффруа де Шарне. Смысла в этом эпатаже на было ни на грамм - никакие выступления ничего уже не могли изменить. Орден был уничтожен. Оправданы были лишь немногие отдельные тамплиеры. Получив отпущение грехов, они рассеялись по монастырям. Начинать весь процесс по новой означало обречь на пытки и смерть тех, кто еще уцелел.

Чаша терпения короля была переполнена. Вероятно не желая рисковать в ожидании, какое еще коленце выкинет непредсказуемый старец, он в тот же вечер приказал сжечь его на костре. Несчастный Жоффруа де Шарне стал последней жертвой глупости Жака де Моле -вероятно он поддержал своего начальника, думая что тот знает, что делает, за что и поплатился жизнью.

Для того чтобы понять, насколько бездарен был Жак де Моле, стоит сравнить как действовал в то же время и при сходных обстоятельствах великий магистр госпитальеров. Фульк де Вилларе. Если в планы Филиппа и входило уничтожение ордена госпитальеров, то первой причиной, помешавшей их исполнению, стала именно личность великого магистра. Инициативность, практический ум и осторожность великого магистра, решительные действия Верховного капитула, направленные на реформы, а также и счастливое стечение обстоятельств помогли Госпиталю избежать участи тамплиеров.

В то время, когда Жак де Моле боролся с назревшими переменами и насаждал дисциплину, он решительно провел реформирование ордена, разделив его на национальные соединения «языки». Прибыв к папе Клименту в в 1306 -1307 году он представил свой план освобождения Святой Земли, однако голову в петлю совать не стал - в Париж не поехал и во время когда начались аресты тамплиеров находился в папской резиденции. Посетив Авиньон, в июле 1309 года, Фульк, в сентябре-октябре того же года, не заезжая в Париж, вернулся в Марсель, а оттуда убыл на Восток, где в 1310 году совместно с генуэзцами захватил стратегически удобный остров Родос, ставший оплотом госпитальеров до 1522 года!

Жак де Моле прожил недостойную, полную ошибок и глупостей жизнь. Суд французского короля и приговор полностью соответствуют его деяниям. Надеюсь что рано или позно приговор ему вынесет и суд истории.

За два столетия формального существования, у ордена тамплиеров было 23 Великих магистра .
Последнего из них - Жака де Моле знают лучше остальных.
Моле, как полагают, родился в 1244 году в области Vitrey, провинция Haute Saone во Франции.
О его детстве известно мало, но известно, то, что в 1265 году в возрасте двадцать один год, он вступил в орден тамплиеров - это был минимально необходимый для этого возраст.
Подобно многим, которые вступали в орден Храма, де Моле соединил веру с поиском острых ощущений в сражениях с неверующими.
В его поздних годах это отразилось в том, что он, как и многие другие рыцари, не был доволен перемирием, заключенным в Святой земле королем Эдвардом, поскольку это означало, что война в Палестине для тамплиеров закончена.
Де Моле поднимался по лестнице рангов Ордена весьма быстро и провел много времени в Англии.
Сперва он был назначен командором, а через некоторое время Великим прецептором всей Англии.
После смерти 22-го Великого магистра, Тибальда Гоудини (Theobald Gaudin), де Моле стал Великим магистром ордена. Почти немедленно он уезжает из Англии на остров Кипр.
Во время правления Великого магистра Роберта де Сабле , тамплиеры купили этот остров за сумму 100,000 серебрянных безантов у Ричарда I.
К сожалению они оставили там слишком маленький гарнизон, который пробовал контролировать народные массы, что в конечном счете привело к восстанию, которое заставило тамплиеров быстро продать остров королю Гвидо де Луизигнану (Lusignan) за ту же сумму с правом оставить там гарнизон.

После падения Акры в 1291 году, остров стал важной базой для ордена.
Де Моле остается на Кипре до тех пор, пока Филип IV и Клемент V не вызвали его во Францию осенью 1307 года.


История падения - слишком хорошо известна читателям, чтобы ее приводить здесь подробно (об этом читаем ), но не нельзя не сказать то, что за несколько дней до ареста, Филип Красивый, просил Жака де Моле стать крестным отцом своего сына.
Возможно король не хотел, чтобы орден подозревал его, или возможно, он просто твердо придерживался старой пословицы, « держите друзей близко, а врагов еще ближе.»
После ареста утром 13 октября 1307 года, де Моле провел следующие семь лет в тюрьме, в течение которых его и многих рыцарей ордена пытали.
Следователи шли на любые средства, чтобы добиться признаний, которые очерняли бы орден в глазах людей и Католической церкви.
Хотя де Моле признавал отрицание Христа и растаптывание распятье на посвящении, он отрицал обвинения, что ритуал инициирования включал в себя гомосексуальный акт.

18 марта, 1314 года де Моле вывели на площадь, чтобы он публично признался в своих грехах и грехах ордена, но он отрекся от своих более ранних признаний и сказал, что единственное преступление, в котором он виновен, то, что под пыткой он предал своих братьев, чтобы уменьшить свои собственные пытки.
Тогда он был отведен на остров Siene и сожжен вместе с Гофри Чарнейем (Geofri Charney), прецептером Нормандии.

Имеется много записей последних слов де Моле сказанных им на площади, но в XIX столетии историк Чарльз Аддисон, в своем труде «Рыцари тамплиеры», приводит их следующим образом:
«Говорить то, что является несоответствующим - преступление, как перед Богом, так и перед человеком.
Многие из нас предали и Бога и свою страну.
Я признаю мою вину, которая состоит в том, что к моему позору и стыду, я не смог стерпеть боль пыток и страх смерти и сказал неправду, приписывающую грехи и вину прославленного ордена.
Я презираю себя, за то, что пытался снискать несчастное и позорное существование, прививая ложь на первоначальную ложность.»

Источники информации:
1. Смирнов В.В. «Люди с силой львов»
2. «Тамплиеры» («Солдат на фронте» №20)
3. «Рыцари Ордена Тамплиеров» («Новый Солдат № 82)