Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы ницше фридрих вильгельм. Цитаты фридриха ницше, которые должен знать каждый Ницше лучшие короткие цитаты о жизни


Лучшие цитаты от одного из самых величайших и неоднозначных мыслителей в истории человечества

«Тот, кто умеет дышать воздухом моих сочинений, знает, что это воздух высот, здоровый воздух. Надо быть созданным для него, иначе рискуешь простудиться. Лед вблизи, чудовищное одиночество — но как безмятежно покоятся все вещи в свете дня! Как легко дышится!»
~ Фридрих Ницше

В последнее время образ Фридриха Ницше снова становится значимым для большинства думающих людей, однако еще отсутствует справедливое понимание того влияния, которое он оказал, оказывает и будет оказывать на развитие всей мировой цивилизации. Непризнанный своими современниками, Ницше и после смерти долгое время находился под официальным или негласным запретом во многих странах и дольше всего в нашей стране. У многих его имя до сих пор ассоциируется с идеологией фашизма, сатанизма или иными радикальными учениями.

С другой стороны, очень «продвинутая» публика считает его творчество выражением неистребимого романтизма, полного противоречий и утопических идеалов, или бредом сумасшедшего, однообразно ссылаясь на предпоследнюю строку в его биографии.

Философия Фридриха Ницше как хорошее вино, которое стоит принимать небольшими порциями, чтобы понять мудрость заложенную в них.

Итак, вот философские мысли Фридриха Ницше, которые помогут чуточку по-другому взглянуть на мир:

Жизненные принципы

  • Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.
  • Если вы решили действовать - закройте двери для сомнений.
  • Что не убивает меня, то делает меня сильнее.
  • Много говорить о себе - тоже способ себя скрывать.
  • И если у тебя нет больше ни одной лестницы, ты должен научиться взбираться на собственную голову: как же иначе хотел бы ты подняться выше?
  • Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
  • Бог умер: теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек.
  • Величайшие события - это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.
  • О любви

  • Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь.
  • То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла.
  • Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.
  • Не через взаимную любовь прекращается несчастье неразделенной любви, но через большую любовь.
  • О женщине

  • Женщина - вторая ошибка Бога.
  • Идешь к женщине - бери плетку.
  • Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. И потому он ищет женщину, как самую опасную игрушку.
  • Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.
  • О религии

  • «Возлюби ближнего своего» - это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» - И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
  • Каждая церковь - камень на могиле Богочеловека: ей непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.
  • Даже у Бога есть свой ад - это любовь его к людям.
  • Кто хочет оправдать существование, тому надобно еще и уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом.
  • Слово «христианство» основано на недоразумении; в сущности, был один христианин, и тот умер на кресте…
  • О морали

  • Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».
  • Что хорошо? Все, что повышает чувство власти, волю к власти, власть в человеке. Что дурно? Все, что происходит из слабости.
  • Что падает, то нужно ещё толкнуть.
  • С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, - ко злу.
  • Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель.
  • Стыдиться своей безнравственности - это первая ступень лестницы, на вершине которой будешь стыдиться своей нравственности.
  • Источники (кни-ги, филь-мы, про-из-ве-де-ни-я и т.п.) с ци-та-та-ми Фридриха Ницше

    Об авторе

    Фри?дрих Ви?льгельм Ни?цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche, МФА: [?f?i?d??? ?v?lh?lm ?ni?t??]; 15 октября 1844(18441015), Рёккен, Пруссия - 25 августа 1900, Веймар, Германия) - немецкий философ, поэт, композитор, культуролог, представитель иррационализма. Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и его сочинения носят афористический характер. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах. Интерпретация его трудов довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров.

    Родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813-1849). Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1864-69 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также благоприятно повлияла дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся многие годы. В возрасте 23 лет был призван в прусскую армию и зачислен в конную артиллерию, но, получив травму, демобилизовался. Через три года он с воодушевлением воспримет начало Франко-прусской войны (1870-1871 гг.) и добровольцем уйдёт на фронт.

    Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году получил должность профессора классической филологии Базельского университета (в возрасте всего 25 лет). Там он проработал около 10 лет, несмотря на многочисленные болезни. Вопрос о гражданстве Ницше до сих пор вызывает острые разногласия. Согласно одним источникам, он оставался лицом без гражданства после отказа от гражданства Пруссии в 1869 году; однако другие источники утверждают, что Ницше стал гражданином Швейцарии.

    Адвокаты преступника редко бывают настолько артистами, чтобы всю прелесть ужаса деяния обратить в пользу его виновника.

    Безумие единиц - исключение, а безумие целых групп, партий, народов, времен - правило.

    Бесчеловечно благословлять там, где тебя проклинают.

    Бесчестнее всего люди относятся к своему Богу: он не смеет грешить.

    Соблазнить ближнего на хорошее о ней мнение и затем всей душой поверить этому мнению ближнего, - кто сравнится в этом фокусе с женщинами!

    Совершенная женщина занимается литературой так же, как совершает маленький грех: для опыта, мимоходом, оглядываясь, замечает ли это кто-нибудь, и чтобы это кто-нибудь заметил…

    Совет в форме загадки: «Если узы не рвутся сами, - попробуй раскусить их зубами».

    Сострадание в человеке познания почти так же смешно, как руки у циклопа.

    «Сострадание ко всем» было бы суровостью и тиранией по отношению к тебе, сударь мой, сосед!

    Сравнивая в целом мужчину и женщину, можно сказать следующее: женщина не была бы так гениальна в искусстве наряжаться, если бы не чувствовала инстинктивно,
    что ее удел - вторые роли.

    Становиться исключительно в такие положения, когда нельзя иметь кажущихся добродетелей, когда, напротив, как канатный плясун на своем канате, либо падаешь, либо стоишь - либо благополучно отделываешься…

    Стать зрелым - это значит снова обрести ту серьезность, которой обладал в детстве, во время игр.

    Стыдиться своей безнравственности - это одна из ступеней той лестницы, на вершине которой стыдятся также своей нравственности.

    Такой холодный, такой ледяной, что об него обжигают пальцы! Всякая рука содрогается, прикоснувшись к нему! Именно поэтому его считают раскаленным.

    Там, где не подыгрывает любовь или ненависть, женщина играет посредственно.

    То, что в данное время считается злом, обыкновенно есть несвоевременный отзвук того, что некогда считалось добром, - атавизм старейшего идеала.

    Только из области чувств и истекает всякая достоверность, всякая чистая совесть, всякая очевидность истины.
    Труднее всего уязвить наше тщеславие как раз тогда, когда уязвлена наша гордость.

    Ты бежишь впереди? - Делаешь ты это как пастух? Или как исключение? Третьим случаем был бы беглец… Первый вопрос совести.

    Тяжелые, угрюмые люди становятся легче именно от того, что отягчает других, от любви и ненависти, и на время поднимаются к своей поверхности.

    Ты хочешь расположить его к себе? Так делай вид, что теряешься перед ним.

    «У злых людей нет песен». - Отчего же у русских есть песни?

    У самих женщин в глубине их личного тщеславия всегда лежит безличное презрение - презрение «к женщине».

    У суровых людей задушевность является предметом стыда - и есть нечто ценное.

    У черта открываются на Бога самые широкие перспективы; оттого он и держится подальше от него - черт ведь и есть закадычный друг познания.

    Ужасно умереть в море от жажды. Уж не хотите ли вы так засолить вашу истину, чтобы она никогда более не утоляла жажды?

    Ужасные переживания жизни дают возможность разгадать, не представляет ли собою нечто ужасное тот, кто их переживает.

    Фамильярность человека сильнейшего раздражает, потому что за нее нельзя отплатить тою же монетой.

    Фарисейство не есть вырождение доброго человека: напротив, изрядное количество его является скорее условием всякого благоденствия.

    Формула моего счастья: Да, Нет, прямая линия, цель…

    Хочешь ты сопутствовать? Или предшествовать? Или идти сам по себе? Надо знать, чего хочешь и хочешь ли. Четвертый вопрос совести.

    Часто чувственность перегоняет росток любви, так что корень остается слабым и легко вырывается.

    Чем абстрактнее истина, которую ты хочешь преподать, тем сильнее ты должен обольстить ею еще и чувства.

    Кому не приходилось хотя бы однажды жертвовать самим собою за свою добрую репутацию?

    Кто достигает своего идеала, тот этим самым перерастает его.

    Кто ликует даже на костре, тот торжествует не над болью, а над тем, что не чувствует боли там, где ожидал ее. Притча.

    Кто не умеет влагать в вещи свою волю, тот по крайней мере все же влагает в них смысл: т.е. он полагает, что в них уже есть воля. (Принцип «веры»)

    Кто не умеет найти дороги к своему идеалу, тот живет легкомысленнее и бесстыднее, нежели человек без идеала.

    Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.

    Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, - даже к самому себе.

    Кто чувствует себя предназначенным для созерцания, а не для веры, для того все верующие слишком шумливы и назойливы, - он обороняется от них.

    Любовь к одному есть варварство: ибо она осуществляется в ущерб всем остальным. Также и любовь к Богу.

    Любовь обнаруживает высокие и скрытые качества любящего - то, что у него есть редкостного, исключительного: постольку она легко обманывает насчет того, что служит у него правилом.

    Люди наказываются сильнее всего за свои добродетели.

    Люди редко совершают одну неосмотрительность. В первой неосмотрительности всегда делают слишком много. Именно поэтому совершают обыкновенно еще вторую - и на этот раз делают слишком мало…

    Люди лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду.

    Много говорить о себе - может также служить средством для того, чтобы скрывать себя.

    Может ли осел быть трагичным? - Что гибнешь под тяжестью, которой не можешь ни нести, ни сбросить?..

    Мудрец в роли астронома: - Пока ты еще чувствуешь звезды как нечто «над тобою», ты еще не обладаешь взором познающего.

    Мужчина создал женщину - но из чего? Из ребра ее бога - ее «идеала»…

    Музыка является средством для самоуслаждения страстей.

    Мы не верим в глупости умных людей - какое нарушение человеческих прав!

    Мы не ненавидим еще человека, коль скоро считаем его ниже себя; мы ненавидим лишь тогда, когда считаем его равным себе или выше себя.

    Мы охладеваем к тому, что познали, как только делимся этим с другими.

    Мы плохо всматриваемся в жизнь, если не замечаем в ней той руки, которая щадя - убивает.

    Мы поступаем наяву так же, как и во сне: мы сначала выдумываем и сочиняем себе человека, с которым вступаем в общение, - и сейчас же забываем об этом.

    Мысль о самоубийстве - сильное утешительное средство: с ней благополучно переживаются иные мрачные ночи.

    Наедине с собою мы представляем себе всех простодушнее себя: таким образом мы даем себе отдых от наших ближних.

    Наносим ли мы, имморалисты, вред добродетели? - Так же мало, как анархисты царям. Только с тех пор, как их начали подстреливать, они вновь прочно сидят на своем троне. Мораль: нужно подстреливать мораль.

    Народ есть окольный путь природы, чтобы прийти к шести-семи великим людям. Да, и чтобы потом обойти их.

    Насчет того, что такое «достоверность», может быть, еще никто не удостоверился в достаточной степени.

    Настоящий ли ты или только актер? Заместитель или само замещенное? - В конце концов ты, может быть, просто поддельный актер… Второй вопрос совести.

    Наука уязвляет стыдливость всех настоящих женщин. При этом они чувствуют себя так, точно им заглянули под кожу или, что еще хуже, под платье и убор.

    «Наш ближний - это не наш сосед, а сосед нашего соседа», - так думает каждый народ.

    Нашему сильнейшему инстинкту, тирану в нас, подчиняется не только наш разум, но и наша совесть.

    Нашему тщеславию хочется, чтобы то, что мы делаем лучше всего, считалось самым трудным для нас. К происхождению многих видов морали.

    Не надо проявлять трусости по отношению к своим поступкам! Не надо вслед за тем бежать от них! - Угрызения совести неприличны.

    Не сила, а продолжительность высших ощущений создает высших людей.

    Не человеколюбие, а бессилие их человеколюбия мешает нынешним христианам предавать нас сожжению.

    Не то, что ты оболгал меня, потрясло меня, а то, что я больше не верю тебе.

    Нет вовсе моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов…

    Нужно расставаться с жизнью, как Одиссей с Навсикаей, - более благословляющим, нежели влюбленным.

    Оба пола обманываются друг в друге - от этого происходит то, что, в сущности, они чтут и любят только самих себя
    (или, если угодно, свой собственный идеал). Таким образом, мужчина хочет от женщины миролюбия, - а между тем женщина по существу своему как раз неуживчива, подобно кошке, как бы хорошо она ни выучилась выглядеть миролюбивой.

    Огромные ожидания от половой любви и стыд этих ожиданий заранее портят женщинам все перспективы.

    Один ищет акушера для своих мыслей, другой - человека, которому он может помочь разрешиться ими: так возникает добрая беседа.

    Одинаковые аффекты у все-таки различны в темпе - поэтому-то мужчина и женщина не перестают не понимать друг друга.

    Опасность счастья. - «Все служит на благо мне; теперь мила мне всякая судьба - кому охота быть судьбой моей?»

    Отвращение к грязи может быть так велико, что будет препятствовать нам очищаться - «оправдываться».

    Открытие взаимности собственно должно бы было отрезвлять любящего относительно любимого им существа. «Как? Даже любить тебя - это довольно скромно? Или довольно глупо? Или - или».

    Очень умным людям начинают не доверять, если видят их смущенными.

    Отыскивая начал, делаешься раком. Историк смотрит вспять; в конце концов он и верит тоже вспять.

    По отношению ко всякой партии. Пастуху нужен всегда баран-передовик, чтобы самому при случае не становиться бараном.

    Помогай себе сам: тогда и каждый поможет тебе. Принцип любви к ближнему.

    Понимание трагического ослабевает и усиливается вместе с чувственностью.

    Поэты бесстыдны по отношению к своим переживаниям: они эксплуатируют их.

    Праздность есть мать всей психологии. Как? Разве психология - порок?

    Презирающий самого себя все же чтит себя при этом как человека, который презирает.

    Привлекательность познания была бы ничтожна, если бы на пути к нему не приходилось преодолевать столько стыда.

    Раз принятое решение закрывать уши даже перед основательнейшим противным доводом - признак сильного характера. Стало быть, случайная воля к глупости.

    Разочарованный говорит: «Я искал великих людей, а находил всегда лишь обезьян их идеала».

    Разочарованный говорит: «Я слушал эхо и слышал только похвалу».

    Разъяснившаяся вещь перестает интересовать нас. - Что имел в виду тот бог, который давал совет: «Познай самого себя!» Может быть, это значило: «Перестань интересоваться собою, стань объективным!» А ? А «человек науки»?

    «Самодовлеющее познание» - это последние силки, расставляемые моралью: при помощи их в ней можно еще раз вполне запутаться.

    Своими принципами мы хотим либо тиранизировать наши привычки, либо оправдать их, либо заплатить им дань уважения, либо выразить порицание, либо скрыть их; очень вероятно, что двое людей с одинаковыми принципами желают при этом совершенно различного в основе.

    Сковано сердце, свободен ум. Если крепко заковать свое сердце и держать его в плену, то можно дать много свободы своему уму, - я говорил это уже однажды. Но мне не верят в этом, если предположить, что сами уже не знают этого.

    Следствия наших поступков хватают нас за волосы, совершенно не принимая во внимание того, что мы тем временем «исправились».

    Червяк, на которого наступили, начинает извиваться. Это благоразумно. Он уменьшает этим вероятность, что на него наступят снова. На языке морали: смирение.

    Что? ты ищешь? ты хотел бы удесятерить себя, увеличить во сто раз? Ты ищешь приверженцев? Ищи нулей!

    Что Бог научился греческому, когда захотел стать писателем, в этом заключается большая утонченность - как и в том, что он не научился ему лучше.

    Что в том, что я остаюсь правым! Я слишком прав. А кто нынче смеется лучше всех, тот будет также и последним.

    Что человек собою представляет, это начинает открываться тогда, когда ослабевает его талант, - когда он перестает показывать то, что он может. Талант - тоже наряд: наряд - тоже способ скрываться.

    Чтобы жить в одиночестве, надо быть животным или богом, говорит Аристотель. Не хватает третьего случая: надо быть и тем и другим - философом.

    Чужое тщеславие приходится нам не по вкусу только тогда, когда оно задевает наше тщеславие.

    Это были ступени для меня, я поднялся выше их, - для этого я должен был пройти по ним. Они же думали, что я хотел сесть на них для отдыха…

    «Это не нравится мне». - Почему? - «Я не дорос до этого». - Ответил ли так когда-нибудь хоть один человек?

    Я не доверяю всем систематикам и сторонюсь их. Воля к системе есть недостаток честности.

    Я хочу раз и навсегда не знать многого. Мудрость полагает границы также и познанию.

    «Я это сделал», - говорит моя память. «Я не мог этого сделать», - говорит моя гордость и остается непреклонной. В конце концов память уступает.

    Брюхо служит причиной того, что человеку не так-то легко возомнить себя Богом.

    Бывает довольно часто, что преступнику не по плечу его деяние - он умаляет его и клевещет на него.

    Бывает заносчивость доброты, имеющая вид злобы.

    Бывает невинность во лжи, и она служит признаком сильной веры в какую-нибудь вещь.

    Бывают случаи, когда мы уподобляемся лошадям, мы, психологи, и впадаем в беспокойство: мы видим перед собой нашу собственную колеблющуюся тень. Психолог должен не обращать на себя внимания, чтобы вообще видеть.

    Быть может, в склонности позволять унижать себя, обкрадывать, обманывать, эксплуатировать проявляется стыдливость некоего Бога среди людей.

    В конце концов мы любим наше собственное вожделение, а не предмет его.

    В мирной обстановке воинственный человек нападает на самого себя.

    В мщении и любви женщина более варвар, чем мужчина.

    В наше время познающий легко может почувствовать себя животным превращением божества.

    В своем диком естестве лучше всего от своей неестественности, от своей духовности…

    В снисходительности нет и следа человеконенавистничества, но именно потому-то слишком много презрения к людям.

    В хвале больше назойливости, чем в порицании.

    Великие эпохи нашей жизни наступают тогда, когда у нас является мужество переименовать наше злое в наше лучшее.

    Возражение, глупая выходка, веселое недоверие, насмешливость суть признаки : все безусловное принадлежит к области патологии.

    Вокруг героя все становится трагедией, вокруг полубога все становится драмой сатиров, а вокруг Бога все становится - как? быть может, «миром» ?

    Воля к победе над одним аффектом в конце концов, однако, есть только воля другого или множества других аффектов.

    Вот художник, каких я люблю, скромный в своих потребностях: он хочет собственно только двух вещей, своего хлеба и своего , - panem et circen…

    Вращаясь среди ученых и художников, очень легко ошибиться в обратном направлении: нередко в замечательном ученом мы находим посредственного человека, а в посредственном художнике очень часто - чрезвычайно замечательного человека.

    Все, что делается из любви, совершается всегда по ту сторону добра и зла.

    «Где древо познания, там всегда рай», - так вещают и старейшие и новейшие змеи.

    Человек невыносим, если не обладает при этом, по крайней мере, еще двумя качествами: чувством благодарности и чистоплотностью.

    Даже конкубинат развращен - браком.

    Довольство предохраняет даже от простуды. Разве когда-нибудь простудилась женщина, умевшая хорошо одеться? - Предполагаю случай, что она была едва одета.

    Должно отплачивать за добро и за зло, но почему именно тому лицу, которое нам сделало добро или зло?

    Душа, чувствующая, что ее любят, но сама не любящая, обнаруживает свои подонки: самое низкое в ней всплывает наверх.

    Если дрессировать свою совесть, то и кусая она будет целовать нас.

    Если женщина имеет мужские добродетели, то от нее нужно бежать; если же она не имеет мужских добродетелей, то бежит сама.

    Если женщина обнаруживает научные склонности, то обыкновенно в ее половой системе что-нибудь да не в порядке. Уже бесплодие располагает к известной мужественности вкуса; мужчина же, с позволения сказать, как раз «бесплодное животное».

    Если имеешь характер, то имеешь и свои типичные пережитки, которые постоянно повторяются.

    Если нам приходится переучиваться по отношению к какому-нибудь человеку, то мы сурово вымещаем на нем то неудобство, которое он нам этим причинил.

    Есть невинность восхищения: ею обладает тот, кому еще не приходило в голову, что и им могут когда-нибудь восхищаться.

    Есть ненависть ко лжи и притворству, вытекающая из чувствительности в вопросах чести; есть такая же ненависть, вытекающая из трусости, поскольку ложь запрещена божественной заповедью. Слишком труслив, чтобы лгать…

    Женщина научается ненавидеть в той мере, в какой она разучивается очаровывать.

    Женщину считают глубокой - почему? потому что у нее никогда не достанешь дна. Женщина даже и не мелка.

    И самый мужественный из нас лишь редко обладает мужеством на то, что он собственно знает…

    Из военной школы жизни: что не убивает меня, то делает меня сильнее.

    Из тех ли ты, кто смотрит как зритель? Или кто участвует? - Или кто не обращает внимания, идет стороной? Третий вопрос совести.

    Из человеколюбия мы иногда обнимаем первого встречного (потому что нельзя обнять всех): но именно этого и не следует открывать первому встречному…

    Иметь талант недостаточно: нужно также иметь на это ваше позволение, - не так ли, друзья мои?

    Иной павлин прячет от всех свой павлиний хвост - и называет это своей гордостью.

    Иной человек, радующийся похвале, обнаруживает этим только учтивость сердца - и как раз нечто противоположное тщеславию ума.

    Инстинкт. - Когда горит дом, то забывают даже об обеде. Да - но его наверстывают на пепелище.

    Как мало нужно для счастья! Звук волынки. - Без музыки жизнь была бы заблуждением. Немец представляет себе даже Бога распевающим песни.

    «Как много приходилось некогда кусать совести! Какие хорошие зубы были у нее! - А нынче? Чего не хватает?» - вопрос зубного врача.

    Как? Великий человек? - Я все еще вижу только актера своего собственного идеала.

    Как? Вы выбрали добродетель и возвышенные чувства, а вместе с тем коситесь на барыши людей бесцеремонных? - Но, выбрав добродетель, отказываются этим от «барышей»… (На входную дверь антисемиту)

    Как? Разве человек только промах Бога? Или Бог только промах человека?

    English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

    中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

    Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

    ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

    Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

    日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

    Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

    Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

    Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

    Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

    हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

    We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

    You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.

    Его авторитет непререкаем. Фридрих Ницше, известный в истории как выдающийся философ, никогда не был профессионалом в этой сфере. Его можно назвать мыслителем или поэтом. Часто в его словах не было логики, но страсть, которой они были пропитаны, вписала имя Ницше в историю мировой культуры. Об этом философе можно многое рассказать, но особое внимание стоит уделить цитатам Фридриха Ницше.

    Особенности философского мышления

    Фридрих Ницше бросает вызов Создателю и смело заявляет, что Бог - мертв. Он восхваляет сверхчеловека и считает, что в жизни важнее всего саморазвитие и созидание. Его теория о сверхчеловеке не подразумевает превосходства избранных людей над другими. Он уверен, что сверхчеловек - это тот, кто осознает себя творцом, и его желание создать что-то новое превыше животных инстинктов. Цитаты Фридриха Ницше полностью соответствуют этой идее. Он полностью отрицает агрессию в отношении другого человека и уверен, что единственный враг каждой личности - это он сам.

    Ницше - основоположник нового философского направления - ницшеанства. Его основные мысли стали базисом множества учений, в частности педагогических, психологических и литературоведческих.

    Межличностные отношения

    Интеллект и философские взгляды, увлечение искусством - вот что интересовало Ницше в общении с людьми. Если человек не дотягивал до этой планки, то он был для философа неинтересным. Нельзя сказать, что Фридрих был нелюдимым одиночкой, просто у него насчет брака, любви и дружбы были свои взгляды. Нагляднее это покажут цитаты Фридриха Ницше о любви:

    • Если человек хочет любить, значит, он устал от самого себя. Когда хочет быть любимым - грустит по себе. Поэтому можно сказать, что любящий делит себя пополам, а тот, кто любим, желает получить в подарок самого себя.
    • Человек ненавидит то, что мешает ему любить.
    • Я не могу любить без веры в то, что любимый человек создаст нечто бессмертное.
    • Брак был создан специально для посредственностей, бездарных в дружбе и любви.
    • Все, что сделано по любви, находится за рамками добра и зла.

    Человек и его жизнь

    Не менее многозначными являются цитаты Фридриха Ницше о жизни. Он призывал человека действовать, быть решительным, сильным и постоянно совершенствоваться:

    • Если у тебя нет ни одной лестницы, учись взбираться на свою голову. Стать выше по-другому невозможно.
    • Смерть находится слишком близко, чтобы переставать бояться жизни.
    • Что человека не убило, то сделало его сильнее.
    • Счастье человека зависит от его мыслей.
    • Тот, кто решил действовать, должен отвергнуть любые сомнения.
    • Если человек знает, зачем живет, то ему под силу выдержать любое «как?».

    Как показывают цитаты Фридриха Ницше, жизнь - непростая вещь, и человек должен быть сильным, чтобы с ней справиться.

    Немного философии

    Представленные выше высказывания так или иначе известны почти каждому человеку. Однако есть такие афоризмы, цитаты Фридриха Ницше, которые редко встречаются в массовых медиа. Но они в свое время наделали много шуму среди обывателей и интеллигенции:

    • У Бога есть персональный ад - это его любовь к людям.
    • Человек чем-то напоминает дерево: чем больше он тянется к свету, тем глубже его корни впиваются во тьму.
    • Бессмертие слишком дорого стоит: за него живым умираешь несколько раз.
    • Христианство - не более чем принесение себя в жертву, самокалечение и самопоношение.
    • Последний способ облагородить людей - заставить их прекратить быть рабами Божьими.
    • Человечество ищет тепла в спиртном, разгорячившись, пытается найти прохлады у замерзших умов. Они слабые и зависят от общественного мнения.
    • Оболочка Земли поражена болезнью, имя которой человек.

    Это лишь малая часть цитат Фридриха Ницше. Философ был гением и в то же время безумцем. Его учение подвигло мировую философию перейти на новый этап эволюции. Все, что Ницше написал, вызывает двойственное впечатление, его идеи и работы можно либо принимать, либо ненавидеть. Третьего не дано. Длительное время его философия ассоциировалась с фашизмом, считалось, что именно идеи мыслителя 19-го века подвигли Гитлера начать войну. Но, как и предсказывал Ницше, его философию поняли лишь спустя десятилетия.