Древнеиндийская цивилизация. Возникновение древнеиндийской цивилизации Древнеиндийская працивилизации


РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ПЛАН

2. Религиозное развитие.

5. Литература.

1. Исторические условия развития цивилизации.

Индия с очень раннего времени находилась в тесных историко-культурных контактах со многими странами Востока и античным миром. И по праву одной из самых ярких страниц ее истории считается Хараппская цивилизация, которая в настоящее время предстает перед нами как высокоразвитая, возникшая на местной основе; ее города насчитывали до 100 тыс. человек в каждом. В эту эпоху города были центрами торговли, ремесла, в них находились административные власти, но большинство населения – земледельцы и скотоводы – продолжало жить в сельской местности. О высоком уровне развития хараппской культуры говорят и строгая планировка при строительстве городов, монументальная архитектура, наличие письменности, система мер и весов, произведения искусства. Почти все крупные города состояли из двух частей: цитадели, которая возвышалась над городом, и нижнего города. В цитадели, по-видимому, находились городские власти, в нижнем – население; общение между двумя частями было ограничено; существовали специальные ворота, через которые не пускали простых жителей в цитадель.

Основным занятием населения было земледелие; жители культивировали пшеницу, ячмень, горох, занимались скотоводством. В речных долинах широко использовали ирригацию, собирали по два урожая в год, используя удобрения; были приручены домашние животные. Хараппские города были крупными центрами торговли как внутренней, так и внешней; особенно активной была торговля с Месопотамией. Одна из самых сложных загадок Хараппской цивилизации – язык и письменность. К настоящему времени найдено свыше 1 тыс. печатей с надписями, которые наносились как на керамику, так и на металлические изделия. Древнейший письменный памятник индоариев, которые пришли в Индию в период ее упадка, следует датировать 11-10 вв. до н.э. - Ригведа; текст позволяет проследить продвижение индоарийских племен на Восток и освоение ими областей Гангской долины; они жили в небольших укрепленных поселениях, на базе которых в долине Ганга постепенно возникали города.

Ярким показателем развития имущественного и общественного неравенства явилось появление рабства. Рабами (даса) вначале становились военнопленные, но затем в рабскую зависимость стали попадать члены той же общины, хотя рабство было еще тогда неразвитым, патриархальным, так как ведийское общество находилось на уровне родоплеменной организации. В ведийских сочинениях и эпосе упоминается большое число древних династий и названий древнейших государств в долине Ганга, постепенно из большого числа государств первостепенное значение приобрела Магадха, которая занимала очень выгодное географическое, стратегическое и торговое положение. Древнейшей столицей ее являлась Раджагриха, затем Паталипутра при династии Нандов, которая подготовила условия для организации крупной империи Маурьев.

Создание Маурийской империи явилось важнейшим историческим событием в жизни страны. Впервые столь значительная территория (фактически весь Индостан, за исключением крайнего Юга) вошла в состав объединенного государства. У античных авторов имеются сведения о борьбе царя Чандрагупты из рода Маурьев с грекомакедонскими гарнизонами и наместниками, которые были посажены в Индии Александром Македонским. Примерно в 314 г. до н.э. Чандрагупта стал полноправным правителем, основателем новой династии – Маурийской, но политическая обстановка продолжала оставаться крайне напряженной; особенно сложными были взаимоотношения с Селевкидами, которые создали свое государство как бы на развалинах империи Александра. После войны, победу в которой фактически одержал Чандрагупта, был заключен мир, и ко двору маурийского царя Селевк направил своего посла Мегасфена.

Время шло, менялись цари и послы, пока наследником династии Маурьев не стал Ашока, сама империя к тому времени включала не только области Западной, Центральной, Восточной и Южной Индии, но и территории Пакистана и некоторые районы Афганистана. Ашока был известен своей жестокостью. Но затем он познакомился с учением бодхисатв и совершенно изменился. После смерти Ашоки империя была поделена на западную и восточную части. Наследники императора не сумели сохранить былое могущество страны и в 180 г. до н.э. власть в Паталипутре перешла к представителю новой династии – Шунгов.

После падения Маурийской империи на Северо-Западе Индостана образовалось несколько небольших индо-греческих государств, политическая история которых восстановлена пока лишь в самых общих контурах. Индо-греческим царям пришлось столкнуться с племенами саков, которые в 1 в. до н.э. проникли в Индию из Средней Азии. Вначале успех сопутствовал индо-грекам, затем сакам. В Северо-Западной Индии были созданы индо-сакские государства. Позднее, политическая карта региона стала еще более пестрой: возвышаются индо-парфянские династии, которые старались захватить территории индо-греческих и индо-сакских правителей. Индо-парфяне особенно усилились при царе Гонфораре, но вскоре им пришлось уступить власть новой могущественной династии – кушанской.

Первоначально кушаны занимали области Бактрии в Средней Азии. Постепенно кушанские цари значительно расширили территорию своего государства; при царе Куджуле Кадфизе они подчинили Арахосию, часть Парфии. Сын Куджулы, Вима Кадфиз распространил власть Кушан уже до низовий Инда. Процесс индианизации Кушан получил отражение на монетах Вимы Кадфиза: на них изображался бог Шива, царь иногда величался Махешварой – одним из имен этого бога. При Виме была проведена важная денежная реформа: началась чеканка новой золотой монеты, номинал которой равнялся римскому ауреусу; был также установлен строгий номинал медных монет, что имело большое значение для централизации государства. Самым известным кушанским правителем был Канишка, с именем которого связан расцвет экономики и культуры. При Канишке Кушанская держава превратилась в одну из сильнейших держав мира, конкурируя с Китаем, Римом и Парфией. Среди преемников Канишки наиболее известными были Хувишка и Васудева, они вели борьбу с Ираном, а внутри страны с местными династиями. К середине 3 в. до н.э. западные области Кушанской державы вошли в состав Ирана, самой же династии принадлежали теперь лишь области Гандхары; затем почти все индийские владения Кушан стали частью Гуптской империи. Укрепление Гуптского государства началось в период правления Чандрагупты 1, который носил пышный титул правителя великих царей, его правление датируется 320 г. до н.э. Еще большего могущества империя достигла в правление Самундрагупты, которому удалось захватить многие области долины Ганга, северо-западные районы Индии выплачивали ему дань. Империя при Самундрагупте стала одной из крупнейших на древнем Востоке. Затем трон перешел к его сыну Чандрагупте 2, одной из самых популярных фигур в индийской традиции, где он известен под именем Викрамадитьи (Солнце Могущества).

2. Религиозное развитие.

Достижения древних индийцев в самых разных областях знаний вошли в золотой фонд мировой цивилизации. Несомненно определяющую роль в жизни индийцев играла религия. Главным религиозным течением был индуизм, которому в настоящее время следует более 80% населения. О мифологических и религиозных представлениях того времени можно судить по Ведам, содержащим ведийские гимны; совокупность этих верований принято называть ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, его придерживалась лишь группа индоарийских племен, заселявшая Восточный Пенджаб и Уттар Прадеш; она же является создателем Ригведы и других ведийских сборников. Одной из характерных черт ведийской религии является политеизм – поклонение многим богам, которых обычно наделяют свойствами человека. Главным богом считался Индра – бог грозы, могущественный воитель. Кроме этого, выделялись Варуна – хранитель мирового порядка и справедливости, Агни- бог огня и защитник домашнего очага. Индиец эпохи Вед обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы и реки. Позднее на основе этого оформилось учение о переселении душ. Чтобы завоевать расположение богов, индийцы приносили им жертвы, молили о помощи, потомстве и богатстве. Ведийские сочинения рисуют богатый духовный мир индийцев уже тогда создающих сложные космогонические представления. Уже тогда человек пытался в мифологизированной форме объяснить причины возникновения мира и всего живого на земле.

Конечно же, многие идеи ведизма вошли в следующую религию – индуизм . Но надо иметь в виду, что индуизм – развитая религия нового этапа в жизни древнеиндийского общества. В индуизме на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия в пантеоне. Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишу и Шивы. Так складывается триада (тримурти) этих главных божеств, воспринимаемая как проявление единого высшего божества. Брахма считался создателем и управителем мира, ему принадлежало и установление на земле социальных законов (дхарма), деление на варны. Постепенно в тримурти особую роль стали играть Вишну – бог охранитель и Шива – бог разрушитель, что привело к появлению двух основных направлений в индуизме – вишнуизма и шиваизма. Это разделение было закреплено в текстах пуран – главных памятников индуистской мысли, которые сложились в первые века нашей эры. Наряду с индоарийскими верованиями оба направления индуизма вобрали в себя и верования неарийского, прежде всего дравидийского, населения. Включение в индуистскую религиозную систему различных культов, их соотнесение с образом Вишну осуществлялось благодаря концепции аватар, учении о том, что бог нисходит в мир, перевоплощаясь каждый раз в новый образ. Культ бога Шивы, который олицетворял собой плодородие, аскетизм, соединял в себе функции покровителя скота и танцора-шамана, и вместе с тем силы разрушения, также характеризует обобщение различных местных верований. Религиозные концепции индуизма оказывали большое влияние на различные стороны жизни древнеиндийского общества, в том числе и на социальную сферу. Система варн считалась священной, и от верующих требовалось строгое выполнение уже предопределенного долга и социальных обязанностей.

Религиозно-философское сочинение Бхагавадгита, представляющее собой часть эпической поэмы Махабхарата, написано в форме диалога воина Арджуны с Кришной – земным воплощением верховного бога. В диалоге затронуты темы судьбы человека, высокой морали, мирского и божественного. В центре поэмы описание путей, которые приведут верующего к религиозному освобождению; главным считается любовь к богу (бхакти). Это подтверждает тот факт, что индуизм, как и всякая другая религия, содержал в своей основе идею о спасении – религиозном освобождении – нирване, достигнуть коей могут лишь монахи, но стремиться к ней должен каждый. Мирская жизнь воспринимается в индуизме как сансара - страдание. Освободиться от сансары можно было посредством аскезы. Поскольку достижение вечного блаженства - нирваны происходит с помощью божеств, то верующие старались добиться их благосклонности, делали богатые подношения храмам, которые вскоре превратились в крупных собственников.

3. Культурные процессы в индийских государствах.

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известной школой древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений других философских школ, в том числе против идеи религиозного освобождения и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы вайшешика, находящее определенные аналогии с учением Демокрита. Патанджали – основатель школы йоги – специальное внимание уделял разработке вопросов человеческой психологии.

Древнеиндийская литература по праву занимает одно из самых почетных мест в истории всемирной литературы; многообразная по жанрам и языково-культурным традициям, она поражает глубиной и оригинальностью содержания. Древняя Индия подарила миру великого писателя Калидаса; его творчество явилось одним из важнейших этапов в культурном развитии страны. Когда в конце 18 – начале 19 в. появились первые переводы его сочинений на западноевропейские языки, к Калидасе обратились крупнейшие писатели и поэты Западной Европы. Рано познакомились с творчеством Калидасы и в России.

Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на 2 этапа – ведический (эпический) и классический. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста – черта, прослеживаемая и в последующие периоды развития художественной литературы Древней Индии. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы – Махабхарата и Рамаяна. Основная канва Махабхараты – повествование о соперничестве двух царских родов – Кауравов и Пандавов, о 18-дневной битве на поле Куру. Авторство поэмы традиции приписывает мудрецу Вьясе. В основе повествования Рамаяны – рассказ о походе на о-в Ланка царя Рамы для спасения своей возлюбленной Ситы, похищенной царем демонов Раваной. Рама и Сита стали любимыми героями миллионов индийцев, их преданность друг другу, победа добра над злом и сегодня остаются в Индии символом благородства и высоких нравственных идеалов. Многие сюжеты эпоса составили канву художественных сочинений последующих эпох, они популярны в современной Индии. Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра, и это нашло свое отражение в специальных трактатах по драматургии. В одном из них, Натьяшастре, подробно излагаются задачи театра, различные виды представлений и т.д. Большую популярность среди санскритских сочинений приобрела Панчатантра – сборник рассказов и притч, в значительной степени основанных на фольклорном материале. Высокого уровня достигла теория литературного творчества, в том числе поэзии. Подробно разрабатывались правила стихосложения, составлялись специальные тексты по метрике, трактаты по поэтике.

Первые памятники архитектуры и изобразительного искусства. Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации. В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, и поэтому до наших дней не сохранились. В первые века нашей эры в строительстве начинают применять камень; религиозная архитектура этого времени представлена пещерными комплексами, скальными храмами в виде священного лотоса. Из пещерных комплексов самыми впечатляющими являются комплекс в Карле (около Бамбея) и в Эллоре. Первый имеет 14 метров в высоту и ширину, 38 метров в длину. В центральном зале монолитные колонны, множество скульптур и ступа для поклонений. К 5 в. н.э. относится наземный индуистский храм в Санчи, известный своей ступой окруженной воротами и оградой. В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская, школа Амаравати.

Наиболее известным памятником живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты; стены и потолки 29 пещер покрыты росписями; разнообразные сюжеты передают сцены из жизни богов, различные мифологические темы, сцены из повседневной и придворной жизни. Поражает прекрасная сохранность живописи, несмотря на многовековой возраст росписей, влажный климат и локализацию – открытость пещер. Это говорит о том, что древние индийцы прекрасно владели искусством укрепления грунта, который состоял из двух слоев, связанных пчелиным воском, патокой, камнем; после высыхания внешнего грунта стену лощили и поливали известковым молоком. Приступая к нанесению рисунка, мастера вначале делали контур, который раскрашивался. Цвет играл в картине очень важную роль; так, например: боги изображались только белыми красками, а злые персонажи изображались любым другим цветом.

4. Научная жизнь древней Индии.

Выдающимся достижением древнеиндийской науки было создание десятичной системы исчисления с использованием нуля, применение которого связанно с появлением нового мировоззренческого понятия - «пустота». Древнеиндийская система обозначения чисел определила современную систему нумерации и легла в основу современной арифметики. Благодаря разработке учения об абстрактном числе и выработке цифровой системы высокого уровня развития достигла алгебра. Некоторые математические термины, которыми пользуются и современные ученные, имеют индийское происхождение, например: цифра, синус, корень. Трактаты по астрономии свидетельствуют о высоком уровне астрономических знаний, например высказывания о вращении Земли вокруг своей оси встретило сопротивление в лице жречества и ученых-ортодоксов, которые придерживались религиозно строгой концепции строения Вселенной. До сих пор в Индии большим почетом пользуется Аюрведа (наука о долголетии), которая зародилась здесь в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровья человека, значительное внимание уделялось личной гигиене и диете. Данные о развитии хирургии упоминают о 300 видах различных операций и 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня на Западе тибетская медицина основана на традициях древнеиндийской Аюрведы. Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных «жизненных сока»: ветер, желчь и флегма – их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения.

В Древней Индии высокого уровня развития достигла наука о языке, что было связано с исключительной ролью в индийской культуре устной традиции и очень рано сложившейся концепции божественного характера речи. Считалось, что речь лежит в основе всех наук и искусств. В грамматике Панини, получившего славу создателя санскрита, «Аштадъяи» или «Восьмикнижие» анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученые находят сходство между лингвистическими теориями древних индийцев и современной европейской лингвистикой. Уже с глубокой древности Индия была тесно связана с другими странами Востока и античного мира, что способствовало обмену культурными достижениями. В период Хараппской цивилизации установились торговые и культурные контакты с Месопотамией, Ираном, Средней Азией, в эпоху Маурьев с Египтом, Юго-Восточной Азией и Дальним Востоком. Индийские посольства, судя по сообщениям античных авторов, достигали Рима при императорах Августе, Траяне, Адриане, Аврелиане.


Литература

1. Древние цивилизации / Под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина: В 2-х т. М.: Мысль, 1989.

2. Моисеева Л.А. История цивилизаций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

3. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. М.: Экопрос. 1993.

4. Емельянов Ю. Рождение и гибель цивилизаций. М.: Вече. 1999.

5. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М.: Наука,1990.

История мировых цивилизаций Фортунатов Владимир Валентинович

§ 4. Индийская цивилизация

§ 4. Индийская цивилизация

Чрезвычайный интерес представляет древняя индийская цивилизация. Природные условия Северной Индии были весьма похожи на природные условия Египета или Вавилонии. Здесь плодородие почвы, жизнь людей зависела от разливов Инда или Ганга. Южная Индия была богата лесами, драгоценными металлами и камнями. Если Ближний и Средний Восток были открыты внешним влияниям, то Индия была отделена от окружающего мира Гималайским хребтом, морями и океаном.

К сожалению, дравидийская письменность до сих пор остается не прочитанной, поэтому представление о жизни коренного древнейшего населения Индии сложилось на основе изучения остатков материальной культуры.

Первоначально цивилизация возникла на основе небольших общин в долине Инда около 3000 г. до н. э. Дравиды занимались ирригационным земледелием и скотоводством. Выращивали пшеницу, ячмень, другие культуры. Приручили овец, свиней, зебр, буйволов, верблюдов и слонов. Из более чем сотни древнейших городов наибольшую известность имеют Мохенджо-Даро и Хараппа. Города были построены по плану, с домами из обожженного кирпича. Имелись водопровод и канализация. Города контролировали обширные территории, были крупными центрами ремесел, торговли. Государственность существовала в виде множества мелких царств и княжеств, в которых правители, возможно, одновременно были жрецами. Хараппанцы разработали морфемно-слоговое письмо, выращивали хлопчатник, занимались торговлей, плавали по морю. В связи с перенаселением в городах они развернули колонизацию от низовьев Инда морем и сушей на восток и запад. Парусно-гребные корабли, имевшие одну и две мачты, плавали по Аравийскому морю, Оманскому заливу. Они дошли до южной оконечности полуострова Индостан, открыли остров Цейлон.

К середине 2-го тысячелетия до н. э. цивилизация долины Инда пришла в полный упадок. В качестве причин называют частые наводнения, истощение почвы и вырубку всех деревьев, войны и даже отсутствие иммунитета против появившихся тропических болезней. Во всяком случае, около 1500 г. до н. э. в Северную Индию, предположительно из среднеазиатских степей, вторглись так называемые арийские племена. Вождями племен были раджи, союз девяти скотоводческих племен возглавлял магараджа. Арии быстро усвоили более высокую культуру дравидов, перешли к оседлому земледелию. Дравидов либо истребили, либо превратили в рабов или слуг. На протяжении 1-го тысячелетия до н. э. арии подчинили себе всю территорию Индии. На основе отношений между завоевателями и местным населением возникла и развилась своеобразная кастовая система, которая в значительной степени сохраняется до настоящего времени.

Все население Индии делилось на четыре основные касты, или варны. Высшую составляли жрецы-брахманы. Затем шли кшатрии – воины. Третья каста – вайшьи – состояла из крестьян-общинников, ремесленников и торговцев. Низшую касту– шудра– составляли слуги, рабы, люди, занимавшиеся работой по найму или грязной работой (выделкой кож, погребением покойников и т. д.). Совместная жизнь, питание, браки между представителями различных варн запрещались или не признавались законными. Брахманы были освобождены от налогов, повинностей и телесных наказаний. По древнеиндийским законам 9-летний брахман по иерархическому статусу считался отцом 90-летнего кшатрия, а последний – его сыном. Кшатрии были единственной категорией населения, которая участвовала в походах и сражениях. Вайшьи платили разнообразные налоги. Шудры дали человечеству понятие «парии», символ наибольшей отверженности в обществе, т. к. даже прикосновение к париям считалось оскверняющим.

Первое тысячелетие до н. э. было наполнено борьбой различных индийских государств (Магадха, Кошала, Чандрагупта, Калинга и др.) за преобладание на всей территории Индии. В IV в. до н. э. северо-западная часть Индии вошла в державу Александра Македонского. Около 100 г. до н. э. на территорию Индии вторглись племена скифов (саков) и образовали Индо-Скифское государство. На протяжении последующих двух столетий богатая Индия была лакомым куском, важным объектом экспансии для многих завоевателей.

В Индии, как и в других древних цивилизациях, огромное влияние на жизнь людей имела религия. Только брахманы могли толковать священные книги – «Веды». В основе брахманизма лежало представление о «троице» (тримурати) богов. Создателем мира, творцом всего сущего считался Брахма, богом добра, богом-охранителем, верховным богом – Вишну, а доарийским богом, «хозяином животных», иногда богом зла называли Шиву. Шиву изображали в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погружённым в созерцание, а также символически в виде линги (фаллическое изображение). Древние индийцы верили в то, что после смерти душа человека переселяется в новое тело и судьба в следующем воплощении зависит от кармы человека, от того, насколько праведно он живет. Обрядовая сторона брахманизма отличалась сложностью и предусматривала для верующих даже особую стрижку волос и особый характер походки.

Богатый опыт духовно-религиозной жизни нашел свое обобщение и творческое осмысление в буддизме, ставшем мировой религией.

Имена. Сиддхартха Гаутама

Сиддхартха Гаутама (623–544 гг.). Происходил из царского рода Шакъя в Северной Индии. Мальчику дали имя Сиддхартха, а Гаутама – это его фамильное имя. Отец построил для сына три дворца, чтобы оградить его от неприглядных сторон окружающей жизни. Но однажды, переезжая из одного дворца в другой, молодой царевич увидел, что на свете есть болезни, страдания и смерть. Это открытие потрясло Гаутаму. В 29 лет Гаутама ушел из дома, стал отшельником. Шесть лет он бродил по долине Ганга, беседовал с мудрецами, вел аскетический образ жизни, но, поняв, что угасание плоти ведет к угасанию разума, отказался от аскетизма. К 35 годам он убедился в близости открытия истины и погрузился в медитацию, в которой пребывал несколько недель без еды и питья. В процессе медитации Гаутама достиг просветления, т. е. стал Буддой, которому открыты все законы мироздания. «Братья, мы блуждаем по печальному, пустынному пути перерождений только потому, что не знаем четырех истин спасения. Вот, братья, высокая истина страдания: рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание, разлука с людьми любимыми есть страдание, близость людей нелюбимых есть страдание, недостижимость желаний есть страдание (короче, все существование индивидуума есть страдание). Вот, братья, высокая истина о происхождении страдания: это жажда бытия (танха), ведущая от перерождения к перерождению; это – влечение к удовлетворению чувственности, влечение к индивидуальному счастью. Вот, братья, высокая истина об уничтожении страданий: это – совершенное уничтожение жажды бытия: уничтожение вожделений, их должно уничтожить, отрешиться от них, положить им предел. Вот, братья, высокая истина о пути, ведущем к уничтожению страдания, это высокий осъмеричный путь, который называется истинной верой, истинной решимостью, истинным словом, истинным делом, истинной жизнью, истинным стремлением, истинными помыслами и истинным самопознанием».

После этого он 45 лет ходил по стране и проповедовал свое учение о спасении в неземной жизни. Умер в возрасте 80 лет. Существует несколько биографий Будды.

Жизнь в буддизме рассматривалась как источник страданий. В отличие от брахманизма буддизм считал, что правильная жизнь, «восьмеричный благородный путь», не просто может привести к перевоплощению, но позволит человеку в новом обличье сменить свой удел: например, низшую касту на более высокую. Будда («просветленный») выступил против монополизации религиозного культа брахманами и фактически за уравнение каст, демократизацию общества, что обусловило привлекательность учения. «Ни одного человека я не назову брахманом только потому, что родившее его материнское лоно принадлежало к брахманской касте. На языке Брахмы говорят многие, сердце и мысль которых обращены к миру. Поэтому я назову брахманом того лишь, кто, отдаляясь от мира, освобождается от всякой страсти», – проповедовал Будда. В то же время Шакья-Муни (одно из имен Будды) проповедовал непротивление злу и идеалом, целью всех перевоплощений считал достижение состояния «нирваны» (отказа от всех желаний, полного угасания, небытия). В III в. до н. э., при выдающемся правителе царе Ашоке, который объединил под своей властью почти всю территорию Индии и с помощью зажиточных вайшьев вел борьбу с брахманами, буддизм был объявлен государственной религией.

За последующие несколько веков буддизм широко распространился в Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и в Сибири. В самой Индии буддизм в XII в. после Рождества Христова растворился в индуизме, который освятил авторитетом религии кастовое деление общества и, продолжая традиции брахманизма, объявил принадлежность к той или иной касте следствием соответствующей дхармы, т. е. образа жизни, предписанного данной касте.

Мужчина и женщина в истории цивилизаций

В индуизме отношение к сексу варьируется от полного приятия до аскетического отрицания. При этом аскетизм и страсть не противопоставлялись друг другу, но рассматривались как формы энергии. Сексуальная жизнь индийских богов с современных позиций выглядит довольно причудливо. Поклонение фаллосу и йони наполнялось сложным символическим значением.

Вступление в брак было одной из важнейших церемоний, считалось жертвоприношением. Неженатый мужчина рассматривался как «тот, кто не принес жертву». В древние времена муж должен был быть в три раза старше жены. Повторный брак для вдов запрещался, поскольку женщина должна была всегда поклоняться покойному мужу. Сексуальному удовольствию женщин уделялось минимум внимания. Применялась любовная магия: любовные привороты для благополучной семейной жизни и для того, чтобы добиться любви. Считалось, что мужчина создал себе спутницу – жену, после чего мир стал заселяться людьми и был дан пример всему живому. Соитие описывалось как церемония, с предварительным омовением, символическими сравнениями и молитвами. Внебрачные связи, кровосмесительные связи (инцест), мужской и женский гомосексуализм осуждались и наказывались.

Мать считали «самым высоким гуру», «сердцем семьи». В то же время женщинам приписывали лживость, хитрость, порочность. Девочек могли дарить, приносить в жертву ради спасения отцов, распоряжались ими, как имуществом. В Индии было немало «женщин, которые жили своей красотой», «дочерей удовольствия», а также храмовых проституток.

Знаменитая «Камасутра» («Трактат о любви») появилась в III или IV в. до н. э. Авторство приписывается священнику – брамину по имени Ватсьяяна. «Камасутра» оказала значительное влияние на скульптуру, живопись и литературу, на общество в целом.

Религиозно-магические представления послужили основой для появления зачаточных форм науки. Еще во времена «Вед» индийские врачи разбирались в анатомии, придавали особое значение мозгу, спинному хребту и грудной клетке как вместилищам болезней, откуда их должен был извлечь знахарь. Встречались различные названия болезней. Высоким авторитетом обладал тот, у кого «травы собраны, как цари на сходке, тот зовется мудрым врачом, истребителем ракшасов (злых духов), изгнателем недугов». Наблюдения за небесным сводом позволили индусам уже в древности установить фазы луны, лунный зодиак, создать календарь и изобрести водяные часы. Индийский календарь делил год на 12 месяцев по 30 дней и предусматривал добавочный месяц каждые пять лет. В Индии было создано несколько систем алфавитно-слогового письма, которые, как считается, использовались в качестве основы другими цивилизациями. Благодаря древнеиндийской письменности до наших дней дошли такие памятники эпической поэзии, как «Махабхарата» и «Рамаяна». Считается, что прародиной так называемой арабской цифровой системы является Индия. Нельзя не упомянуть о буддийских храмах, высеченных в скалах и украшенных изощренной скульптурной вязью. Всемирное распространение получили созданные в Индии шахматы. Современная Индия является второй по численности населения страной мира.

Тексты. Законы Ману (сборник древнеиндийских нравственных и правовых предписаний, датируемый I в. до н. э.) (извлечения)

А ради процветания миров он (Ману – легендарный составитель законов) создал из своих уст, рук, бедер и ступней, соответственно, брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.

Обучение, изучение Веды (священная книга), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов.

Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие – для вайшия. Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим варнам со смирением.

Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными – разумные, между разумными – люди, между людьми – брахманы.

Брахман ест только свое, носит – свое и дает – свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана.

Даже если царь – ребенок, он не должен быть презираем думающими, что он только человек, т. к. он – великое божество с телом человека. Армия зависит от военачальника, контроль над подданными – от армии, сокровищница и страна – от царя, мир и его противоположность – от посла. Кто лично захватывает колесницу, лошадь, слона, зонтик, деньги, зерно, скот, женщин, всякое прочее добро и недрагоценный металл – это его. Пусть воины отдадут лучшую долю царю: так сказано в Веде; не захваченное в отдельности должно быть царем распределено между всеми воинами. Подчинение страны следует обеспечивать, поместив отряд воинов посреди двух деревень, трех, пяти, а также сотен деревень.

Следует назначить старосту для каждой деревни, управителя десяти деревень, управителя двадцати и ста, а также управителя тысячи. Пусть царь ежегодно заставляет простой народ, живущий в стране самостоятельным промыслом, платить нечто, называемое налогом. Царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд вместе с брахманами и опытными советниками.

В судебных делах должны допускаться свидетели, достойные доверия, из всех варн, знающие всю дхарму, чуждые жадности.

При разногласиях (в показаниях) свидетелей царю следует предпочесть (мнение) большинства, при равенстве – наделенных выдающимися качествами, при разногласии между отличными – брахманов.

Из книги Один день в древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы автора Анджела Альберто

10:30. Индийская атмосфера на улицах Рима В наше время еще есть страны, которые могут дать представление о том, как выглядели улицы древнего Рима. Например, Индия: и там встречаются люди, задрапированные в длинные покрывала, в сандалиях или босиком.Как в Индии, улицы Рима

Из книги Встречи на перекрестках автора Примаков Евгений Максимович

Индийская и китайская «карты»? Между тем накануне прихода к власти президента Буша состоялся визит М.С. Горбачева в Индию, а после – в Китай. Оба визита имели первостепенное значение.К этому времени в практику поездок главы государства за рубеж стала внедряться новая

Из книги Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Индийская и китайская картография Имеются указания на то, что в Индии карты выполнялись на пальмовых листьях и коре. Из инструментов, использовавшихся для съемок, в источниках упоминаются гномон, различные линейки, шнуры и жезлы для измерения расстояний, вехи, бычьи

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 4. Индийская цивилизация Чрезвычайный интерес представляет древняя индийская цивилизация. Природные условия Северной Индии были весьма похожи на природные условия Египета или Вавилонии. Здесь плодородие почвы, жизнь людей зависела от разливов Инда или Ганга. Южная

Из книги История Востока. Том 2 автора Васильев Леонид Сергеевич

Модель вторая, индийская Вторая модель заметно отличается от первой внутренней неоднородностью, порой даже кричащим контрастом. Речь идет о достаточно большой группе стран, успешно развивающихся по еврокапиталистическому пути, но при этом далеко еще не перестроивших

автора Згурская Мария Павловна

Из книги Страна древних ариев и Великих Моголов автора Згурская Мария Павловна

Махабалипурам – индийская Атлантида Махабалипурам расположен близ Ченнаи (Мадраса). В январе городок оживляется – каждый год в это время проводится фестиваль танца, который длится целый месяц. А раз в двенадцать лет близ Махабалипурама в Тируккалукунраме празднуют

автора Згурская Мария Павловна

Индийская прародина ариев Как мы уже писали, самая ранняя из научных гипотез называла родиной ариев Индию. Первым, кто ее выдвинул, был немецкий лингвист Фридрих Шлегель. Его предположение было основано на том, что раз самым архаичным письменным языком является санскрит,

Из книги Загадки истории. Факты. Открытия. Люди автора Згурская Мария Павловна

Махабалипурам - индийская Атлантида Махабалипурам расположен близ Ченнаи (Мадраса). В январе городок оживляется - каждый год в это время проводится фестиваль танца, который длится целый месяц. А раз в двенадцать лет близ Махабалипурама в Тируккалукунраме празднуют

автора Резников Кирилл Юрьевич

11.3. Индийская кухня О вегетарианстве индусов Представление об Индии как о вегетарианской стране нуждается в поправках. Не только индийцы (граждане Индии), но многие индусы (индуисты) вегетарианцами не являются. Это, относится к индусам низких каст. По оценкам,

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Индийская кулинария Индийская кулинария чрезвычайно разнообразна: в ней можно выделить десятки провинциальных кухонь. Но она имеет общие черты, отличающие ее от кулинарии других стран мира. Главным отличительным признаком является использование множества специй в

Из книги Погибшие цивилизации автора Кондратов Александр Михайлович

Специфически индийская… «Индия в третьем тысячелетии с ее в высшей степени своеобразной и самобытной цивилизацией может смело выдерживать сравнение с Египтом и Вавилонией, не уступая им в техническом отношении. Совершенно очевидно, что цивилизация пустила глубокие

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Индийская прародина ариев Как мы уже писали, самая ранняя из научных гипотез называла родиной ариев Индию. Первым, кто ее выдвинул, был немецкий лингвист Фридрих Шлегель. Его предположение было основано на том, что раз самым архаичным письменным языком является санскрит,

Из книги Британская империя [Разделяй и властвуй!] автора Сили Джон Роберт

Лекция 10 Индийская империя Тот метод изучения, какой мы применяли к колониальной империи, будет применен теперь для рассмотрения Индийской империи, то есть мы будем рассматривать ее лишь постольку, поскольку она является иллюстрацией общего закона расширения,

Из книги Очерки по истории географических открытий. Т. 2. Великие географические открытия (конец XV - середина XVII в.) автора Магидович Иосиф Петрович

Индийская экспедиция Кабрала Отойдя 2 мая 1500 г. от новооткрытого «острова Вера-Круш» (Бразилия), 11 кораблей португальской эскадры Педру Алвариша Кабрала пересекли Атлантический океан к югу от экватора на пути к мысу Доброй Надежды. Во время бури недалеко от мыса (в конце

Из книги ВЫПУСК 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.) автора Семенов Юрий Иванович

3.2.3. Индийская историческая арена В Индии после гибели Индской цивилизации произошло возвращение на стадию предклассового общества. Снова классовое общество возникло в этом регионе в первой половине I тысячелетия до н.э., возможно, даже в IX-VIII вв. до н.э. В течение

Один из древнейших центров развития цивилизации находился в долине Инда, где уже в IV-III тыс. до н.э. возникла высокоразвитая цивилизация.

Древнеиндийская цивилизация формировалась в условиях относительной географической обособленности. Природа Индии чрезвычайно богата и разнообразна. Непригодных для земледелия почв в Индии немного. В Индии много полезных ископаемых, в том числе различных пород камня, железная руда, цветные металлы. Благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности природные условия сочетались с высокой концентрацией населения в этом регионе. Этнический состав не был однородным. Возможно, коренным народомИндии были дравиды.

К середине III тыс. до н.э. в долине Индаи в верхней части долиныГанга фомируется Хараппский культурно-исторический комплекс. На высокий уровень развития указывают квартальная планировка городов, монументальная архитектура, наличие письменности, системы мер и весов и произведений искусства. Наиболее крупные города - ХараппаиМохенджо-Даро.Основу хозяйства составляло земледелие, так же занимались садоводством. С 1800 г. до н.э. на протяжении шести столетий Хараппскаяцивилизация стала медленно угасать. Причины регресса цивилизации до сих пор не известны.

Примерно около 1800 г. до н.э. в долине Индапоявились новые полукочевыеплемена - арии. Они говорили на языке, принадлежащем к индоевропейской языковой семье. В результате миграцийи взаимных контактов произошло заселение и хозяйственное освоение долиныГанга(середины II по середину I тысячелетия до н.э.). Начала развиваться металлургия железа.

Первую половину I тысячелетия до н.э. называют Ведийской эпохой. Веды(знание) - это древнейшие индийские религиозные сочинения, включающие сборники религиозных гимнов, толкований священных текстов, описаний ритуалов, жертвенных имагическихформул.

Уникальная особенность Ведийской цивилизации состоит в делении общества на четыре варны:брахманы - представители жреческих родов, кшатрии - военная знать, вайшью - рядовые свободные общинники, шудры - неравноправные члены общества. Каждая варнабыла замкнута, принадлежность определялась рождением. Переход из однойварныв другую запрещался.

К середине I тысячелетия до н.э. в долине Гангазавершилось превращение органов племенного самоуправления в государственные. Оформилась священная наследственная царская власть. В управлениигосударствомраджа опирался на жрецов и воинов.

Во второй половине I тыс. до н.э. Магадха становится сильнейшим государствомСеверной Индии, а ее столица Паталипутра крупнейшим и богатейшим городом. В 327 г. до н.э.Александр Македонскийподчинил часть Индии, но в 325 г. до н.э. отказался продолжить восточный поход. С конца IV в. до н.э. на престоле воцарилась династия Маурьев, при которой было создано первое общеиндийскоегосударство- Маурийская империя, а в области идеологии оформился буддизм. Во главе маурийскогогосударствастоял царь (раджа), власть которого была неограниченной и носила характер типичной деспотии.



Цивилизация времени империи Маурьев отличалась большим количеством многолюдных, богатых и сравнительно благоустроенных городов. Стремительно развивается ремесло. Однако основным занятием оставалось земледелие. Развивалось искусственное орошение, осваивались новые земли, и рис становится наиболее выгодной для возделывания культурой.

Духовным фундаментом разноплеменной империи Маурьев стала новая религия государства-буддизм, который становится массовой религией, так как был обращен к любому человеку. Правитель Ашокапринял буддизм и всячески способствовал его распространению. После смертиАшокив 323 г. до н.э. империя Маурьев начала распадаться на отдельныегосударства, а около 180 г. до н.э. династия Маурьев была свергнута.

Со II в. до н.э. центр цивилизационного развития Индостана сместился в Северо-Западные районы. В I в. н.э. в Северо-Западных районах Индостана появились кушаны народ, пришедший сюда из Китая. Кушаны включили Зеверо-Западную Индию в свою великую империю, которая достигла расцвета при царе Канишке (II в. н.э.). В кушанскую эпоху буддизм начал превращаться в мировую религию. Выделяются два направления - Махаяна (Большая колесница или широкий путь) и Хинаяна (Малая колесница или узкий путь).

В IV в. в долине Гангавозникла большая империя во главе с династией Гупт. Первым великим правителем новой империи стал Чандрагупта I, который в 320 г. принял императорский титул правителя великих царей. Складывается комплекс религиозных верований, который называют индуизмом.



Наивысшего расцвета цивилизация достигла в правление Чандрагупты II (335-380), которого древнеиндийская традицияназывает Викрамадитья (Солнце могущества). Годы его царствования годы мира, стабильности и процветания, золотой век цивилизации, выразившийся в высочайшем расцвете искусства, литературы и религии. Золотой век длился с IV по V вв., а затем наступило время внутренних распрей и возобновившихся военных вторжений, но уже новых завоевателей гуннов-эфталитов. Крупнейшая империя древности распалась, и ее конец завершил историю Древнеиндийской цивилизации.

Становление цивилизации происходило в Индии довольно медленно по причине значительной изоляции. Хозяйственная жизнь и материальная культура развивались здесь медленными темпами. Система варнзамедляла и ослабляла экономическую жизнь, т.к. исключала гибкую систему разделения труда. Деление наварнысыграло отрицательную роль и впрогрессезнаний. Так, большие достижениябрахмановв математике и астрономии долгое время оставались тайными знаниями. Рыхлая и неустойчивая государственность как отличительная черта Древнеиндийской цивилизации также обусловленаварновойсистемой.

Наиболее ярко особенность цивилизации проявилась в духовной культуре. Ранней формой религии в Древней Индии был брахманизм, который выражался в очень сложной совокупности верований весьма архаического типа культ Солнца, священного огня, бога грозы и т.д. В это религии сочетались пережиткитотемизмаи культ предков. В VI в. до н.э. появился буддизм, который признал многое из брахманизма, но придал этому наследию новые черты. Он провозгласил, что жизнь это зло и страдание, избежать которого можно лишь путем личного самоусовершенствования и соблюдения важнейших моральных предписаний.

Довольно поздно появилась алфавитная письменность, и в первую очередь были записаны произведения устного народного творчества песни и гимны Веды, эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна. Индийская цивилизация дала миру весьма сложное и оригинальное искусство.

В Индии развивались такие области знания как математика, астрономия, медицина, лингвистика. Индийские математики изобрели цифры, которыми мы пользуемся сегодня, называя их арабскими. Индийцы первыми стали употреблять ноль, им также были известны начала алгебры: возведение в степень, извлечение корня, решение квадратных уравнений. Древнеиндийская цивилизация оставила существенный след и в развитии медицины, которая была необходима в рамках представлений о совершенствовании души и тела (йога).

Достижения Древнеиндийской цивилизации, сочетая в себе как инновационные элементы, так и значительную традиционность, стали неотъемлемым компонентом мирового цивилизационного развития.

Система Варн

Развитие рабства привело к углублению классовых противоречий, к экономическому и социальному усилению правящего класса - рабовладельческой аристократии. Родовая аристократия, состоящая из жрецов, старейшин и племенных вождей, выделившаяся из среды общинников, противопоставляется простому народу, объединённому в общины (вишас). Так, в Ригведе говорится: «Общины (вишас) склоняются перед вождём (раджан), которому предшествует брахман (жрец)». Войны, порабощение туземцев и внутреннее имущественное расслоение создают предпосылки для окончательного оформления рабства и двух древнейших антагонистических классов: рабовладельцев и рабов. Стремление укрепить древнейший рабовладельческий строй привело к появлению особой социальной системы, имевшей своей целью установить взаимоотношения между родовой аристократией жрецов и воинов, с одной стороны, и массой. свободного населения, с другой, - а также взаимоотношения между завоевателями и покорённым населением. Эти взаимоотношения сводились в основном к господству рабовладельческой аристократии, которая эксплуатировала подневольный труд рабов и обедневших, разорившихся членов свободных общин. Служа классовым интересам рабовладельцев, типично индийская социальная система варн делила всё общество на четыре основные замкнутые социальные группы, своего рода сословия. Эта социальная система была зафиксирована в сборниках обычного и жреческого права (дхармашастра), в частности в законах Апастамбы и законах Ману. Эта система, отчасти являясь теоретической, однако выросла из реальной социальной жизни, отражала вполне реальные социально-экономические условия и оказала сильное влияние на оформление классового строя древней Индии. Она содействовала той относительной застойности социальных отношений, которая столь типична для истории древней Индии.

Слово «варна» индийского происхождения и означает «цвет», «способ», «сущность», «каста». Варны были древними социальными группами, объединявшими в определённых районах людей, связанных общей профессией, общими религиозными обрядами и стоящих на одной ступени социальной лестницы. Деление людей на варны восходит ко времени разложения родового строя, когда выделяется и всё более укрепляется родовая аристократия. Поэтому в более поздних законах Ману вместо слова «варна» иногда применяется слово «джати», означающее рождение, род, положение, каста. Зачатки этой древнейшей кастовой системы появляются уже в период составления Вед, так как в Ригведе упоминаются четыре основные касты. Древние предания, сохранившиеся в «Махабхарате», относят появление варн к древнему золотому веку, когда «все люди были свободны от забот», когда купцы «не продавали товар неполным весом» и когда добродетель «никогда не иссякала». Эти более поздние представления, относящиеся ко времени классового общества и рабовладельческого государства, отражают стремление господствующего класса использовать древнейшие формы социального расслоения в своих интересах. С целью оформления этого социального расслоения в обычном и жреческом праве появляется система четырёх основных варн, которая должна была санкционировать и укрепить древнейший классовый строй, основанный на эксплуатации рабов и угнетении широких свободных масс населения. Учение о происхождении, значении, правах и обязанностях древних варн, из которых впоследствии выросла значительно видоизменённая и усложнённая кастовая система, сохранилось во многих древнеиндийских книгах, в частности в законах Ману и в сборнике законов Апастамбы. Основными варнами считались: 1) варна жрецов (брахманов), 2) варна воинов (кшатриев), 3) варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшиев) и 4) варна шудр (низы угнетённых и бесправных бедняков, бывших почти на положении рабов, а также фактические рабы). Религиозная идеология древней Индии выработала особую систему религиозных верований, которые обосновывали эту древнейшую кастовую систему и привилегии трёх высших варн. Люди, принадлежавшие к первым трём варнам, назывались «дваждырождёнными» (двиджати) или «дваждырождёнными ариями» (двиджати ариас).

Древняя легенда, сохранившаяся в одном позднем тексте Ригведы и в законах Ману, описывает сверхъестественное происхождение варн, а некоторые статьи древних законов обосновывают притязания высших варн на господство и привилегии, а также обязанность шудр им неограниченно повиноваться. По этой легенде первые брахманы были созданы из рта первого человека (Пуруши). Поэтому их основным занятием стало изучение священных книг, обучение людей и совершение религиозных обрядов, так как только им, по древней религиозной традиции, принадлежали святость и истина. Первые кшатрии были созданы из рук Пуруши. Поэтому кшатрии должны сражаться и управлять, так как им принадлежат сила и мужество. Люди третьей варны (вайшья) были созданы из бёдер Пуруши. Им предписано заниматься сельским хозяйством, ремеслом и торговлей. Таким образом им обеспечены выгода и богатство. А представители последней из четырёх каст, шудры, были созданы из ног Пуруши, пресмыкающихся в грязи. Поэтому «служить другим трём варнам приказано шудрам».

В древнеиндийских религиозных книгах три высшие варны резко противопоставляются четвёртой варне шудр. В древнем сказании о сотворении мира сперва перечисляются созданные богом три варны брахманов, кшатриев и вайшиев, а затем говорится, что потом были рождены народ (праджа) и скот.

Рабовладельцы, которые смотрели на угнетённые массы трудового народа как на рабочий скот, считали, что шудры стоят вне религии; поэтому низшая варна шудр в отличие от трёх высших варн не имела своего божества. Резкая грань отделяла три высшие касты от четвёртой касты фактически порабощённых шудр. Однако все варны были замкнутыми сословиями. Почти непреодолимые перегородки отделяли друг от друга эти древнейшие социальные группы. Браки между людьми из различных каст считались недопустимыми. В законах Апастамбы говорится: «Если мужчина приблизился к женщине, которая была раньше замужем или не находится с ним в законном браке, или принадлежит к другой варне, то они оба совершают грех. Вследствие этого греха их сын также становится грешным». По законам Ману сын брахманки и шудры попадал в очень низкую социальную группу чандала и назывался «самым низким из людей». Этих несчастных людей закон ставил в положение всеми презираемых изгоев. По законам Ману «жилища чандалов должны находиться вне селений, они должны иметь особую утварь, и их имущество должно быть собаки и ослы. Платье их должно быть платье мёртвых, они должны есть свою пищу из разбитой посуды, чёрное железо - их украшение, и они должны всегда перекочёвывать с места на место. Человек, который исполняет религиозные обязанности, не должен искать сношений с ними; их дела должны быть между ними и их браки - с подобными им. Их пища должна быть подаваема им другими в разбитой посуде; ночью они не должны расхаживать по деревням и городам».

Таким образом, законы запрещали смешение между варнами, чтобы укрепить социальный строй, основанный на эксплуатации трудовых масс. Это нашло отражение даже в художественном эпосе древней Индии. В «Махабхарате» говорится, что «смешение варн» есть результат воцарившегося беззакония. Греческие писатели, например Арриан, указывали на то, что смешанные браки между «отдельными группами» населения в Индии не допускались и что древние инды не имели права переходить из одной группы в другую.

Древняя система религиозно-бытовых традиций, оформленная в сборниках брахманских законов, должна была внушить массам представление о глубокой пропасти, лежащей между рабовладельцами и рабами, между богатыми и бедными, между эксплуататорами и эксплуатируемыми, между полноправными и бесправными. Закон требовал не только безусловного повиновения высшим кастам, но и глубокого к ним уважения. Так, в законах Апастамбы говорится, что «каждая предшествующая (варна) стоит выше по рождению, чем следующая» и что «почёт должен оказываться тем, кто принадлежит к высшей касте». Закон строго карал тех, кто ударял или оскорблял людей из высшей варны. «Каким членом человек низшей касты повредит (человека трёх) высших, именно этот член должен быть отрезан. Таков наказ Ману. У того, кто поднимет руку или палку, должна быть отрезана рука; у того, кто в гневе лягнёт ногой, должна быть отрезана нога».

Особенно высокое положение занимали брахманы, которые считались хранителями традиций и религиозного откровения. Они должны были изучать священные книги Вед и обучать религии людей трёх высших варн, а также совершать религиозные обряды. По брахманским законам брахман считался высшим среди остальных людей и даже сравнивался с богом. Древние законы устанавливали, что всё на свете принадлежало брахманам и брахман имел право потребовать себе всё, что он хотел.

Классовый рабовладельческий закон, проводя резкую грань между тремя высшими варнами и шудрами, в первую очередь подчёркивал непроходимую грань между брахманами и шудрами. Так, например, общение с шудрами оскверняло всякого представителя высшей варны, но в особенности брахмана. Поэтому в законах Ману говорится, что брахман «не должен давать шудре ни совета, ни остатков (своего стола), ни принесённой богам пищи; он не должен обучать его священному закону». Больше того, шудра не имел права нести на костёр тело умершего брахмана, ибо живой шудра мог своим прикосновением осквернить тело брахмана. Убийцу брахмана следовало подвергнуть самой тяжёлой и мучительной казни, в то время как убийца шудры подвергался простому очищению, как после убийства животного.

Целью системы вари было упрочить преобладающее положение ариев-завоевателей над покорённым туземным населением дасью, а с другой стороны, закрепить господствующее положение родовой и рабовладельческой аристократии, в первую очередь жрецов-брахманов, а затем воинов-кшатриев. Это было тем более необходимо, так как значительные массы покорённых туземцев в известной степени были включены в общую систему социальных отношений и иногда представители высших варн фактически оказывались в тяжёлом экономическом положении и нуждались в поддержке и помощи со стороны обычного права, рабовладельческих законов и религиозной традиции. Так, например, законы Ману предусматривали возможность обращения в долговую кабалу несостоятельных должников. «Даже (личным) трудом должник может отработать (долг) своему кредитору, если он той же самой или низшей касты. Но если (должник) высшей касты, то он должен уплатить долг постепенно». Таким образом, предусматривая возможность закабаления несостоятельного должника, законодатель в то же время охранял интересы как высших слоев населения, так и всей системы варн в целом, запрещая закабаление человека высшей варны.

В древнейшем классовом обществе Индии, основанном на рабовладельческой эксплуатации труда, брахманский закон охранял частную собственность. В законах Ману содержатся статьи (гл. 8, ст. 320-322), карающие за воровство, причём за воровство обычно полагались штраф, телесные наказания и даже отсечение руки.

Наличие классового расслоения в этом древнем рабовладельческом обществе вызвало появление древнейшего рабовладельческого государства, того аппарата власти, который был необходим рабовладельцам для подавления рабов и бедноты, для укрепления своей власти.

Возникновение буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис. Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама , известный как Будда Шакьямуни . Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть. Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос. После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

Индия в «ведийский»период

По мнению западной науки, этот этап истории Индии начался в первой половине I тысячелетия до н.э. и продолжался примерно до VII–VI вв. до н.э. По представлениям самих индусов религия Вед зародилась гораздо раньше: 6 тыс. лет назад (или даже 100 тыс. лет назад - как пишет Е.П. Блаватская). Ведический период берет свое название от Вед, являвшихся основным священным текстом и религиозным авторитетом индусов не только ведического периода, но и по сей день. Иногда этот период индийской религии называют ведизмом, он представляет синтез учений арийских племен, пришедших в Индию по официальным данным в середине II тысячелетия до н.э., а по мнению индийских пандитов - примерно в V тысячелетии до н.э. с аватара Рамой. Основу писания составляет извечная борьба добра и зла, созидательного и разрушительного начал Природы - девов и асуров.

Богов называли дева («сияющий», «светлый», это слово родственно нашему слову «день»). Многие из них связаны с принципом солнца и света в разных его проявлениях и воплощают силу порядка и гармонии. Не менее сильные существа, враждующие с богами, назывались асурами, от слова асу (особая магическая жизненная сила). Это древние божества хтонической, темной природы, часто описываемые как змееподобные.

«Складывается впечатление, - пишет М. Элиаде, - что в ведийских учениях сделано все возможное, чтобы установить своеобразную двойную перспективу; хотя в данной нам непосредственной реальности боги и асуры имеют различную природу и обречены сражаться друг против друга, при этом они - до сотворения мира или до того, как мир принял настоящую форму, - были единосущны друг другу».

Наибольшее число гимнов посвящено царю богов Индре, богу-громовержцу. Вооруженный громовой палицей ваджрой, он разъезжает по небу на колеснице, влекомой могучими конями, ею правит бог Вайю («Ветер»), а сопровождает его дружина Марутов - божеств бури. Главный подвиг Индры, составляющий основу ведийской мифологии, - борьба с Вритрой и такими же змееподобными демонами. Этот ведийский гимн по сути является мифом о сотворении.

Вритра («Препятствие») предстает в нем в образе огромного змея или дракона, лежащего на горе. Индра, выступая как демиург, ударом молнии высвобождает из брюха дракона воду и солнце - важнейшие стихии и элементы космоса. Он организует пригодный для жизни людей космос, благодаря ему потенциальный и непроявленный мир становится миром реальным: в нем возникают свет и тьма, верх и низ, жизнь и смерть - одним словом дуальность. Другое божество Вáруна предстает в гимнах как вседержитель риты - мирового закона круговращения Вселенной, закона справедливости (своего рода, предтечи Дхармы и Кармы), гармоничной самоорганизации мира, космической морали. Этот закон является основой мира и приводит в движение Вселенную, обеспечивает поддержание порядка в космосе и в человеческой жизни, сопряженность жизни общества и человека с ритмами космоса. К примеру, любой важный момент начинания в жизни ведийских ариев рассматривался как повторение космогонического мифа о творении (мифа об Индре и Вритре).

В более поздних книгах «Ригведы» приведены другие космогонические гимны, в которых задаются вопросы о начале мира, о «точке опоры», о том, из какого леса и дерева «вытесали небо и землю», что находилось по ту сторону «богов и демонов» и что же было тем первым зародышем, в котором содержалось все живое. В одном из гимнов рассказывается, что весь многообразный мир произошел из Пуруши - первого человека, которого боги принесли в жертву, расчленив его. Из его частей возникли варны. Из уст его возникли брахманы - жрецы, руки его стали кшатриями - воины, правители, из бедер его были созданы вайшьи - земледельцы, из ног его были созданы шудры, которые должны были служить высшим варнам.

Еще один космогонический миф рассказывает о Дьяусе-питаре (Небо-Отец) и Притхиви (Земля-Мать). До начала творения они были слиты воедино. Бог-творец разъединил их и поместил между ними воздушное пространство, создав три плана мироздания: небо, воздух и землю. Эта обычная космогоническая схема является общей и для других мифологий. В послеведийский период культ Дьяуса практически угас.

Надо заметить, что в Ведах не всегда возможно точно определить принадлежность богов к одной из трех сфер троичного представления мира.

ВЕДЫ

«Веды (санскр. „Откровение“) - священные писания индусов, от корня вид, „знать“, или „божественное знание“. Они суть наиболее древние, так же как и наиболее священные из всех санскритских трудов. „Веды“ сначала передавались устно в течение тысячелетий и затем были собраны на берегах озера Манаса-Саровара (оз. Манасаровар) по ту сторону Гималаев, в Тибете. Когда это произошло? Тогда как их религиозные учи-теля, например Свами Даянанда Сарасвати, исчисляют их древность во многие десятки веков, наши современные востоковеды даруют им, в их теперешней форме, древность не более, чем между 1000 и 2000 гг. до Р.Х. Все же, в их конечной форме, как они составлены Веда-Вьясой, сами брахманы единодушно относят их к 3100 г. до христианской эры, ко времени, когда жил сам Вьяса… Их древность достаточно доказана тем фактом, что они написаны на такой древней форме санскрита, столь отличающейся от теперешней, что нет другого подобного труда в литературе. Лишь самые ученейшие из брахманов-пандитов могут читать „Веды“ в оригинале.

„Веды“ были окончательно обработаны и составлены за четырнадцать столетий до нашей эры; но к их древности это не имеет никакого отношения… Когда мы разбираем эти гимны... они представляют глубокий интерес как история человеческого разума, так как принадлежат намного более древнему периоду, чем поэмы Гомера и Гесиода.» *

Веды имеют огромное значение: во-первых, они приводят нас к истокам древней арийской религии, во-вторых, они дают нам ключи к пониманию Индии, в-третьих, они дают нам понимание основных идей эзотерической доктрины и всех арийских религий. Они заключают в себе знания древних индийцев о богах, человеке и жертвоприношении, соединяющем мир земной и божественный. В них отразились представления человека об окружающем мире, космосе, ритуале, социальном устройстве, этических ценностях и морали. Некоторые понятия, используемые в Ведах, позже переходят в философию и мировоззрение брахманизма - понятие о трехчастном строении мира, понятие майи, риты - мирового закона, управляющего Вселенной, понятия жертвы, пути и т.д.

Как писал индийский ученый Р.Н. Дандекар, «Веды – это та музыка бесконечности, которая звучит извечно. Древние мудрецы слышали ее и передавали своим потомкам как самое драгоценное наследство. Веды – это шрути в том смысле, что это „ритм бесконечного, услышанного душой“».

Веды создавались постепенно, поэтапно, поэтому на данный момент мы знаем четыре основные книги.

«Ригведа» - «Веда гимнов», или основная веда.

Она представляет собой своего рода Библию человечества, от которой произошли все религиозные традиции. Эта веда - основной источник знаний о древнеиндийских божествах (в ней говорится о 333 или 330 миллионах богах). «Ригведа» была записана в период 1500–1000 гг. до н.э., но существовала значительно раньше. «Ригведа» состоит из 1028 гимнов, собранных в 10 книг-мандал.

На первом, самом раннем этапе индийской культуры очень важно было пробудить в человеке чувство мистики, священного отношения к богам, обозначить и объяснить основные принципы и силы, действующие в Природе, поэтому «Ригведа» составлена из гимнов. Эта книга была сложена на языке, который так и назывался «ведийский», а после обработки учеными-жрецами получил название санскрита.

«Самаведа» - «Веда напевов».

«Яджурведа» - «Веда жертвенных формул».

«Атхарваведа» - «Веда магических заклинаний».

«Атхарваведа» (наиболее поздняя) изначально была связана со жрецами культа огня, знатоками магии. Они заложили основы домашнего ритуала, который и по сей день играет в индуизме важную роль. «Пятая веда» - пураны. Приписыватся Вьясе, автору «Махабхараты».

К традиции шрути принадлежат помимо Вед и другие тексты, непосредственно опирающиеся на них и развивающие отдельные их стороны:

К каждой веде - самхите примыкают:

Брахманы - содержат комментарии к правилам, ритуалам.

Араньяки - размышления для тех, кто живет в лесах.

Упанишады (букв. «сидеть у ног Учителя») - тексты этического, философского и ритуального характера.

Брахманы в основном были предназначены для жрецов-брахманов. Основная их задача была - раскрыть, объяснить определённый порядок жертвоприношения.

Араньяки - это учения, посвященные отшельникам, араньяки в переводе означают «лесные книги». Для трех высших варн индуистов было четыре необходимых ступени развития; первая ступень - ученик, когда они начинали изучать Веды под руководством учителя; вторая ступень - «семьянин», как главный жрец семьи, который проводит основные ритуалы, отвечает за её развитие; третий этап в жизни брахмана - «отшельник», уход в леса для размышлений (как раз для этой части были посвящены араньяки, т.е. учения о духовном просветлении для начинающих отшельников, наставления о том, что такое жертва, созерцание, размышление, единение с Богом и т.д.).

Упанишады предназначались для четвёртой стадии развития «дваждырожденных» - отречения для пожелавших стать аскетами. В упанишадах содержится свод философских представлений ведизма. Упанишад 108, но основных 13. Они возникли (по официальным данным) в период VIII–VI вв. до н.э. В упанишадах и брахманах упоминаются определенные констелляции звезд в точно указанных положениях, что позволяет датировать время создания эпоса примерно 20 000 г. до н.э. Собственно упанишады стали основой одной из философских школ брахманизма -веданты (букв. «конец вед»). Упанишады - искусство достижения Божества, это наставления брахманов царям-кшатриям в мудрости.

В упанишадах появляются основные философские понятия: Брахман (единое, невыразимое и непостижимое Божество) и Атман (духовное начало человека, исходящее из Брахмана и тождественное ему), всеединство Божества и мира, понятие «Я», прана (тонкая жизненная энергия), Карма (закон причинно-следственной связи), сансара (перевоплощение, круговорот жизней и смертей) и мокша (освобождение от колеса сансары).

Древняя индийская цивилизация

Особенность индийскойцивилизации

Города и поселения

Проблемы этногенеза

Основные занятия населения

Язык и письменность

Упадок Хараппских городов

Образование государств в долине Ганга

Освоение долины Ганга

Возникновение государства

Социальная структура индоариев

Общинно - кастовая система

Северная Индия в середине I тысячелетия до н.э.

Империя Великих Моголов

Англичане в Индии (XVIII - середина XIX в.)

Заключение

Изучение древней Индии представляет большой интерес для исследования не только собственно Индии, но и исторического процесса в целом, ибо позволяет на примере одной из крупнейших стран Востока проследить и общие закономерности этого процесса, и специфические особенности исторического развития данной страны, определить вклад, внесенный ею в сокровищницу мировой цивилизации.

Достижения археологии, истории, лингвистики и литературоведения дают возможность по-новому подойти к оценке многих исторических событий и фактов культуры прошлого, пересмотреть некоторые традиционные представления.

Древняя цивилизация Индии отличается от цивилизаций Египта, Месопотамии и Греции тем, что ее традиции непрерывно сохранялись до наших дней. До археологических раскопок крестьяне Египта или Ирака ничего не знали о культуре своих предков, а их греческие собратья, скорее всего, имели лишь смутное представление о славе Афин времен Перикла. Иначе обстояло дело в Индии. Первые европейцы, посетившие эту страну, встретили жителей, которые осознавали древность своей культуры, даже преувеличивали ее и заявляли о том, что на протяжении тысячелетий она будто бы не претерпела серьезных изменений. В легендах, которые по сей день известны рядовому индийцу, упоминаются имена мифических вождей, живших за тысячу лет до нашей эры, а ортодоксальные брахманы поныне во время ежедневных молитв повторяют гимны, сложенные еще раньше. Фактически Индия – страна с древнейшими в мире непрерывными культурными традициями.

Самые ранние очаги урбанистической культуры и первые протогосударства в Северной Индии, прежде всего в долине Инда , возникли в III тысячелетии до н.э. Именно с III тысячелетия до н. э. цивилизация – если понимать под цивилизацией организованную систему правления на сравнительно обширной территории – почти одновременно начала развиваться в долинах рек Нила, Евфрата и Инда. Очень мало известно о характере древнейших обществ Индии как из-за того, что индийская письменность Хараппы и Мохенджо-Даро до сих пор не расшифрована, так и потому, что хорошо известные санскритские тексты ариев долины Ганга посвящены преимущественно религиозно-философским проблемам и почти не касаются политики, истории, социальной структуры и экономических отношений. Науке пока не вполне ясен даже вопрос о том насколько индийская цивилизация первична - в том смысле, что многие важные культурные импульсы для своего первоначального развития она явно получила извне. Вместе с тем не только самобытность и сравнительная удаленность Индии от других очагов мировой культуры, но также и условия, в которых она развивалась, дают основания в конечном счете считать эту цивилизацию все-таки первичной как в плане самостоятельности и независимости ее развития, так и тем более с точки зрения уникальности ее облика и характера, неповторимости некоторых ее исходно-структурных принципов.

Возникновение цивилизации. Хараппа и Мохенджо-Даро

Современная археология позволяет предполагать, что заселение Индии неолитическими земледельцами в основном шло с севера, через Иран и Афганистан. VI - IV тысячелетиями до н.э. датируются первые неолитические поселения в предгорьях долины Инда, а примерно XXIV в. до н.э. - величественные памятники развитой городской культуры, известные по раскопкам в Хараппе и Мохенджо-Даро.

Более четырех тысяч лет назад в бассейне Инда была создана высокоразвитая городская культура, не уступавшая таким очагам мировой цивилизации, как Месопотамия и древний Египет, а в ряде отношений и превосходившая их. Открытие и исследование хараппской культуры (названа так по месту раскопок в Хараппе, округ Монтгомери, совр. Пакистан) имели чрезвычайно большое научное значение.

После этих открытий уже невозможно было утверждать, как это раньше делали многие ученые, что Индия «никогда не знала цивилизации, отмеченной широким употреблением бронзы», что она прочной стеной была отделена от других государств древнего Востока и резко уступала им по уровню развития.

Трудно сказать, насколько культура шумеров повлияла на возникновение центров индийской цивилизации, но сам факт воздействия со стороны более развитого Двуречья несомненен. Еще сравнительно недавно хараппская цивилизация порой объявлялась провинциальным вариантом шумерской.

Раскопки в долине Инда убедительно показали древность, самобытность и автохтонность индийской культуры, сложившейся задолго до появления в стране индоарийских племен. Этим был нанесен удар и по теориям, авторы которых связывали происхождение цивилизации в стране с приходом ариев.

Ареал распространения и хронология

Поселения хараппской культуры, обнаруженные вначале лишь в долине Инда, известны теперь на огромной территории - более чем 1100 км с севера на юг и 1600 км с запада на восток. По территории хараппская цивилизация значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Двуречья. Среди многочисленных городов и поселений лучше всего исследованы два главных города - Хараппа и Мохенджо-Даро, а также Чанху-Даро, Калибанган, Банавали, Суркодата и Лотхал. На печатях Мохенджо-Даро и Хараппы имеются надписи, до сих пор не дешифрованные. Истолкование этого письма - одна из важнейших археологических проблем в долине Инда. Область распространения этой культуры не оставалась неизменной: хараппцы двигались на юг и на восток, проникая во все новые и новые районы. Ученые выделяют несколько зон внутри ареала ее распространения - восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную - с характерными для каждой зоны особенностями.

Таким образом, «период развитой Хараппы» обычно датируется 2200 - 2100гг. до. н.э., что позволяет перенести ее начальные этапы на несколько столетий назад - условно к 2500 - 2400гг. до. н.э.

Характер этой цивилизации настолько единообразен, что по всей области ее распространения даже кирпичи для построек имеют обычно одинаковые размеры и форму.

Города и поселения

Крупные города состояли из двух главных частей: цитадели – искусственной продолговатой платформы высотой 30–50 футов и площадью примерно 400x200 ярдов, где, по всей вероятности, размещались местные власти, а возможно, и жреческая элита. Она была защищена зубчатыми стенами, на ней возводились общественные здания. Ниже цитадели располагался собственно город, занимавший площадь не менее квадратной мили. Главные улицы, некоторые до 30 футов шириной, были совершенно прямыми. Они разделяли город на большие кварталы, внутри которых вилась сеть узких переулков. Дома, часто высотой в два этажа и более, хотя и различных размеров, все строились по одному и тому же плану: вокруг прямоугольного двора располагалось несколько комнат. Вход обычно вел с бокового переулка, и окна выходили не на улицу, которая из-за этого представляла собой, очевидно, однообразное чередование унылых кирпичных стен. Выстроенные из кирпича городские строения (дома, дворцы, зернохранилища), бассейны с хорошо налаженной системой канализации и даже соединенные каналом с рекой сооружения типа верфи - все это не только свидетельствует о высоком уровне градостроительства и, следовательно, всей урбанистической цивилизации, но позволяет предполагать существование развитого ремесла, включая бронзолитейное дело, а также торговых связей с соседями, прежде всего с шумерским Двуречьем, хотя нет сомнений, что жители индских городов не проявили склонности заимствовать технические достижения более развитой культуры. Раскопки свидетельствуют о хорошо налаженной системе водоснабжения, а система канализации, тщательно разработанная, была, пожалуй, самой совершенной на древнем Востоке. Даже римская цивилизация не имела такой системы водопровода.

При больших домах имелись свои колодцы, на улицах - колодцы общественного пользования. На улицах городов помещались лавки и мастерские ремесленников, различные общественные постройки, в частности городской рынок. Тщательная планировка и благоустройство городов, наличие общественных построек могут говорить о существовании централизованной власти. Правильная планировка улиц и строгое единообразие на всей территории хараппской культуры таких деталей, как единицы мер и весов, размер кирпичей и даже план расположения больших городов, предполагают скорее одно централизованное государство, чем множество свободных общин.

Возможно, наиболее яркая особенность этой культуры – ее чрезвычайный консерватизм. В Мохенджо – Даро было раскопано­­ девять слоев построек. По мере того как уровень земли поднимался из-за периодических наводнений, новые дома возводились почти точно на месте прежних, с очень незначительными отклонениями в плане фундамента; на протяжении, по крайней мере, тысячелетия расположение улиц города оставалось неизменным.

Письменность индских городов совершенно не изменялась на протяжении всей их истории.

Города долины Инда были, в отличие от месопотамских, очень недолговечны. Они быстро и ярко расцветали и столь же быстро по неизвестной до сих пор причине пришли в упадок и исчезли с лица земли. Ориентировочно период их жизни ограничивается пятью-шестью веками, с конца XXIV до XVIII в. до. н.э. некоторые данные говорят о том, что упадок очагов индийской городской культуры начался за долго до их исчезновения и что он был связан с нараставшими нарушениями нормальной жизни, ослаблением порядка и администрации и, возможно, с изменением русла Инда и затоплением городов.