Особенности игровой деятельности1. Педагогические условия развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративной композиции Универсальные характеристики детского творчества кудрявцев


Творчество – создание нового объекта, имеющего общественную ценность, материальную или духовную. Аналоги творческой деятельности у ребенка – деятельность, результат которой является субъективно новым, т.е. новым, неожиданным для самого творца. Детское творчество должно рассматриваться как подготовка к подлинному творчеству взрослого человека. Не всякую художественную деятельность можно рассматривать как творчество. Если задана тема, объяснены способы выполнения и последовательность, то творческий момент отсутствует.

Деятельность, способствующая развитию творческих способностей, выделяет несколько этапов:

1 подготовительный (возникновение идеи), предполагающий творческую готовность и формулирование задачи (темы).

2. основной (вынашивание замысла) – поиск решения, получение принципа композиции. Превращение принципа в схему, вещественная реализация (создание эскиза).

3. заключительный (реализация замысла) – создание готового художественного произведения, его проверка и доработка.

Детское творчество отличается тем, что оно не предполагает развертывания всех перечисленных этапов. Определенные звенья могут выпадать, но итогом должно быть получение готового продукта.

У дошкольников на первое место ставятся конструктивные или художественные задачи, но сама деятельность еще не расчленена.

Задачи развития творчества требуют формирования комплексной художественно-технической деятельности и формирование умения мыслить цельными художественными образами.

Среди материалов, предназначенных для развития творчества дошкольников, широкое распространение имеют различные виды строительных наборов. При первом знакомстве со строительным материалом нельзя ставить задачи, предполагающие творческий элемент. Сначала показывают простейшие способы конструирования и предлагают их воспроизвести. Затем учат конструированию по образцу. Тут появляются элементы творчества. Для развития творческих возможностей следует подбирать нерасчлененные образцы. Ребенок сам должен догадаться, какой строительный материал следует использовать. Одно и то же сооружение может быть сконструировано из разных деталей. Еще большую свободу предоставляют схематические образцы, на которых обозначены лишь основные функциональные части строения.

Конструирование по образцам помогает овладеть второй фазой творческого процесса – фазой реализации замысла. Самостоятельное создание замысла при этом отсутствует. Для формирования творческой деятельности существуют другие виды заданий: конструирование по собственному замыслу, по условиям, вытекающим из игровой ситуации.

Для развития творческих возможностей полезны универсальные конструкторы, мозаика, занятия аппликацией.


Особенности процесса связаны с условиями, которые необходимы для художественного творчества. В ст дошк возрасте восприятие целенаправленного характера, основывается на зрительных ощущениях, но небольшой опыт не может дать полноты восприятия, поэтому необходимо включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию полного представления. Ребенок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, может выделить их особенности, анализирует, обобщает и делает свои выводы. Но его привлекают яркие, динамичные детали, часто не имеющие значения в работе над рисунком. К ст дошк возрасту у ребенка развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет большое значение для процесса изображения. Активизируется воображение, но образы неустойчивы и фрагментарны. Развитие воображение позволяет самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы. Эмоции способствуют проявлению интереса к изо деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка, усиливают работу воображения.

Наличие творческих начал в деятельности ребенка: проявление активности, самостоятельности, инициативы в применении освоенных приемов работы к новому содержанию, нахождение новых способов решения поставленных задач.

Т.о. возникновение замысла – имеется в деятельности ребенка. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он не представляет результат работы и ход ее выполнения. Поэтому предварительное продумывание совмещается с процессом выполнения, что позволяет ребенку изменять содержание в процессе изображения. Старший дошк способен к некоторым элементам предварительного продумывания и может решить, что он будет рисовать, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет. В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.

И мы видим, что все три этапа творческого процесса присутствуют в деятельности ребенка, но соотношение этих этапов иное.

1. Понятие детского творчества.

1.1. Определение детского творчества.

Проблемой творчества занимались многие исследователи, такие, как Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина. Рассмотрим, как они раскрывают определение творчества.

Л.С.Выготский утверждает, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке» (2, С.3).

Исследователь выделяет два вида деятельности человека: воспроизводящую (репродуктивную) и комбинирующую (творческую). Воспроизводящая деятельность связана с памятью человека. Человек воспроизводит или повторяет раньше создавшиеся и выработанные им в прошлом приёмы поведения, воскрешает следы от уже имевших место ранее переживаний. В этих случаях деятельность не создаёт ничего нового, а основывается на повторении того, что уже было.

Результатом комбинирующей (творческой) деятельности является создание новых образов или действий. Как отмечает Л.С.Выготский, мозг является органом не только сохраняющим и воспроизводящим наш прежний опыт, а также органом комбинирующим, творчески перерабатывающим и созидающим из элементов прежнего опыта новые положения и новое поведение. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее» (2, С.5).

Л.С. Выготский возражает против того, что творчеством могут занимать лишь избранные, одарённые особым талантом: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» (2, С.32). Из этого можно сделать вывод, что творческой деятельностью могут заниматься все дети.

В психологии считается, что творчество «должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию» (19, С.7). Детское творчество не полностью соответствует этому определению. Но любое творчество имеет различную общественную ценность так же, как и очевидны различные уровни, масштабы, результаты творчества у разных авторов.

Н.А.Ветлугина считает правомерным распространять понятие творчества на деятельность ребёнка, ограничив его словом «детское» и отметив условность его применения (19, С.8). Она рассматривает детское творчество и в связи со зрелым искусством, и как педагогически обусловленное явление.

1. Показатели, дающие характеристику отношения детей к творчеству: увлечённость, способность «войти» в воображаемые обстоятельства и условные ситуации, искренность переживаний. На этой основе хорошо развиваются художественные способности.

2. Показатели, характеризующие качество способов творческих действий детей: быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий.

3. Показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, музыкальной игре, драматизации, в словесном, песенном и танцевальном творчестве, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.

По этим показателям можно сказать, является ли та или иная детская продукция творчеством.

Анализ исследований Т.Г.Казаковой, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной, посвященных проблемам детского творчества, позволяет дать определение понятию «детское творчество». Под детским творчеством понимается создание субъективно нового (значимого прежде всего для ребенка) продукта (рисунок, лепка, песенка, сказка, танцевальная зарисовка и т. д.); создание к известному ранее не используемых образов, разных вариантов изображения; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы.

Таким образом, детским творчеством мы будем считать создание ребёнком субъективно нового продукта в результате детской деятельности, являющегося значимым прежде всего для ребёнка.

1.2. Виды и особенности детского творчества.

Н.А.Ветлугина отмечает, что творческие способности у детей могут проявляться в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Следовательно, можно выделить следующие виды детского творчества: изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное.

Изобразительное творчество включает в себя рисование, аппликацию, лепку. Л.С.Выготский отмечает, что рисование ребёнка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте.

Развитие творческих способностей – одна из важных задач, которую необходимо решать, обучая дошкольников рисованию, лепке, аппликации. И начинать это нужно с младшего возраста.

В младшем дошкольном возрасте формируется первичная форма творческой деятельности. Дети овладевают изобразительными умениями в результате их введения в определённую ситуацию. В 2-3 года они не просто рисуют мазки, штрихи, различные очертания форм, а передают ими окружающие явления (например, «Дождик идёт», «Насыплем цыплятам зёрен»).

Старшие дошкольники уже изображают явления, передача которых вызывает у них эмоциональное отношение к образу. Это могут быть явления, поражающие детей своими цветовыми сочетаниями (например, изображение вечера или тумана в деревне) или неожиданностью (например, появление первой травы или первого снега).

В методической литературе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста словесным творчеством называют творческие рассказы. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребёнком образов искусства.

Отмечено, что дети придумывают реалистические рассказы, создают образы предметов и явлений, существующих в природе, но с которыми они сами не встречались на практике. Также придумывают они и сказки. Обычно эти сказки являются комбинированием сюжетных линий известных им сказок, характерных черт персонажей (медведь всегда неуклюжий, заяц трусливый, лиса хитрая). В этой своей словесной деятельности дошкольники создают фантастические образы.

Ребёнок, рассказывая свою сказку, учится использовать ранее усвоенные фразы. Он использует их не механически, а в новых комбинациях, создавая что-нибудь новое, своё. В этом и есть залог развития творческих способностей детского ума.

Театрально-игровое творчество дошкольников имеет свободный характер. Л.С. Выготский отмечает, что «наряду со словесным творчеством драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества» (2, С.61). Драматическая форма переживания жизненных впечатлений лежит глубоко в детской природе и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Как правило, фантазии детей не остаются в мечтах, а воплощаются в живые образы и действия.

Драматизация ближе, чем любой другой вид творчества, связана с игрой, являющейся неотъемлемой частью детства, и содержит в себе элементы разных видов творчества. Дети сами могут сочинять, импровизировать роли, инсценировать готовый литературный материал. Это является творчеством, понятным и нужным прежде всего самим детям. Принимая участие в изготовлении декораций, элементов костюмов, дети развивают изобразительные и технические способности. Занятия рисованием, вырезыванием, лепкой приобретают смысл и цель как часть общего замысла, волнующего детей, а сама игра, которая состоит в представлении детей-актёров, завершает эту работу и является полным и окончательным выражением.

Как считает Л.С. Выготский, «важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке всё – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит всё своё значение и всю свою силу в приложении к ребёнку» (2, С.64).

Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Как считает О.П.Радынова, «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность» (15, С.65). Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.

Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях.

Также дошкольники способны сочинить простейшие ритмические и мелодические мотивы, различные по характеру (маршевые, плясовые, спокойные), импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах («Сыграй «дождик» на металлофоне или треугольнике», «Придумай и сыграй марш на ксилофоне или деревянных палочках» и.т.д.).

Детское музыкальное творчество можно разделить на исполнительское и «композиционное». Такое разделение использует Е. Горшкова, основываясь на позиции, принятой в искусствоведении Б.В. Асафьевым. Детским исполнительным творчеством она считает выразительность, индивидуальную манеру исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов. Детское «композиционное» творчество в танце – это создание новых музыкально-пластических, танцевальных образов, которые являются более или менее завершёнными танцевальными композициями.

Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка. Творчество детей значимо в мире детской игры. Как отмечает О.П.Радынова, критериями успешности детского творчества следует считать не художественную ценность образа, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, оригинальности и вариативности.

Л.С. Выготский считал игру основой, источником любого творчества, его подготовительной ступенью. Особенность детского творчества состоит в том, что оно связано с игрой. Из всех видов художественной деятельности детей исследователь выделял драматизацию как наиболее своеобразную двигательной природе воображения детей и наиболее близкую к игре.

Психологические особенности детского возраста определяют непосредственность творчества детей, его эмоциональность, правдивость и содержательность, смелость. Сочиняя, придумывая, изображая, ребёнок берётся за любые темы.

Н.А.Ветлугина определяет детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности». Она указывает на то, что ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка.

Для детского творчества характерны гуманизм и оптимизм – всегда побеждает добро. Ребёнок ещё не знает о сложной закономерности событий и отношений между людьми, поэтому его герои просты и ясны в своих положительных поступках, он их любит и стремится к их безусловному благополучию.

Таким образом, творчество детей разделяется на изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное. Оно имеет свои особенности, которые отличают детское творчество от творчества взрослых.

1.3. Творческие способности детей в музыкальной деятельности

и условия для их развития.

Исследованием проблемы способностей занимался Б.М.Теплов. В понятие «способность» он заключил 3 признака:

1. Под способностью разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека (17, С.16).

Как отмечает Б.М. Теплов, способности всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Из этого следует то, что способности не бывают врождёнными. Они развиваются в соответствующей конкретной деятельности. Но врождёнными бывают природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребёнка.

Основываясь на этом, можно определить детские творческие способности как индивидуальные особенности ребёнка, благодаря которым он может заниматься творческой деятельностью.

Творческие способности в музыкальной деятельности О.П.Радынова разделяет на 2 вида: способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий, музыкально-ритмических движений) и способности к творческому восприятию музыки.

Творческие способности могут проявиться у каждого ребёнка по-разному, в зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных способностей. У одних детей может проявиться способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества. Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого ребёнка.

Проблемой детского творчества занимались многие психологи, искусствоведы и педагоги, такие, как Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, З.Фрейд, Т.Г.Казакова, В.Глоцер, Б.Джеферсон и другие. Благодаря этим исследованиям в теории существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей. Одни исследователи (В.Глоцер, Б.Джеферсон) утверждают, что «любое вмешательство педагога в процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности» (15, С.64). Они считают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно, в советах взрослых и в их помощи дети не нуждаются. Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность их творчества. Другие исследователи (А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова и другие) признают интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству.

Л.С.Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов.

Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н.А.Ветлугиной. Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей.

Другое важное условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Н.А. Ветлугина совместно с А.И.Ходьковой и другими педагогами определили этапы развития детского музыкального творчества (15, С.130):

1 этап – первоначальная ориентировка в творческой деятельности (ребёнку даётся установка на создание нового – придумай, измени, сочини);

2 этап – освоение способов творческих действий, поиск решений;

3 этап – самостоятельные действия детей, использование сочинённых мелодий, танцевальных композиций в жизни.

О.П.Радынова отмечает, что для развития песенного творчества у ребёнка нужно развить основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме этого, для творческих проявлений необходимо воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, от умения выражать в пении определённые чувства и настроения, а также петь чисто и выразительно. Обычно этими умениями дети овладевают к старшему дошкольному возрасту. Но формировать творческие проявления необходимо намного раньше, используя посильные детям творческие задания (спеть своё имя, колыбельную кукле и т.д.).

Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий. Постепенно их сочетание становится более прочным.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье необходимо целенаправленно обучать детей воплощать характер, образы музыки в движениях. Это обучение основывается на овладении обобщёнными способами музыкальной деятельности, которые необходимы для творческих проявлений в танце: ребёнка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, стремиться к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни и инструментальной пьесы, воспитывают творческое отношение к музыке в целом.

По мнению Е.Горшковой подготавливает к танцевальному творчеству обучение детей танцам и отдельным движениям. Она предлагает научить детей простейшим приёмам танцевальной композиции, которые представляют собой варианты конкретных способов воплощения того или иного содержания. Может помочь в решении этой задачи сюжетный танец.

Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность. О.П.Радынова отмечает важность оснащения танцевального творчества как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях - сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.

Слушание вокальных, инструментальных произведений как в записи, так и в «живом» исполнении педагогов или исполнителей – профессионалов, беседы о выразительных средствах музыкального языка, изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.

Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.

О.П. Радынова для развития детского инструментального творчества предлагает не только обучать детей определённым навыкам, но и использовать разнообразные творческие задания. Она рекомендует давать такие задания в эмоциональной, образной форме, а также будить воображение и фантазию детей поэтическими сравнениями, использовать сказочные сюжеты, что способствует раскрепощению ребят, заинтересовывает их и помогает окрасить детские импровизации различными чувствами.

В самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и подбором мелодий по слуху.

Были использо­ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен­циал взрос­лого человека. Глава 2. Театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый...

Игрой, им не нужен зритель, зритель им мешает, при зрителе они и играть не будут. Очень важно, что дети постигают все премудрости театрального искусства в игре. В игре невозможное становится возможным – это дает большой эмоциональный импульс и активность творческому мышлению ребенка. Игра – свободное проявление активности. Игровое начало требует отрыва от действительности, постановки себя в...

дипломная работа

1.1 Понятие изобразительного творчества в психолого-педагогических исследованиях

В этом параграфе для нас важно было выделить сущность понятия детское изобразительное творчество и рассмотреть его особенности. Важный путь гуманизации педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивает его духовное развитие - формирование художественно - творческих способностей у всех детей. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе .

Ветлугина Н.А., считает, что открывая новое для себя, ребенок открывает взрослым новое о себе. Поэтому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При оценке детского творчества акцент делать не на результат, а на процесс деятельности .

Флерина Е.А., называла детское творчество «зернышком», а в зернышке заложено все, что проявляется в зрелом растении, только вырастить надо

Кравцова Е.Е., рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка

Комарова Т.С., в своих исследованиях дети в мире творчества, обращает внимание на ученого Лилова А., который вложил свое понимание творчества. «Творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией». Эти общие закономерные моменты таковы:

Творчество есть общественное явление,

Его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью» .

Также Комарова Т.С., приводит в пример исследователя Волкову А.А., которая в свою очередь характеризует творчество дошкольников как: разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

Комарова Т.С. обращает внимание на ученого Лернера И.Я., он указывает что: творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.

1. Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

2. Видение новой функции предмета (объекта)

3. Видение проблемы в стандартной ситуации;

4. Видение структуры объекта;

5. Способность в альтернативным решениям;

6. Комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми .

Казакова Т.Г в своих исследованиях развития детского изобразительного творчества , рассматривает ученого Поддъякова Н.Н., который подчеркивает, что творчество - это своего рода качественный переход от уже известного к новому, неизвестному, творчество - это особая форма процесса развития ребенка, оно диалектично и противоречиво. Автор пишет о том, что творчество детей носит глубоко личностный характер и определяется неповторимостью личности, накопленного опыта деятельностью поэтому его развитие требует тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка. Автор, выделил два генетических источника творчества дошкольников. Первый - это практическая деятельность, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения. Второй - игра, в процессе которой развиваются воображение и фантазия, создаются благоприятные условия для свободного проявления интересов и потребностей. Также Н.Н.Подъяков отмечает, что дети сенситивны к восприятию и пониманию сложных объектов на основе глобальных психических образований. Он утверждает, что данную способность необходимо поддерживать и всемерно развивать и что для этого необходима разработка нового содержания и новых методов воспитания и обучения.

Как же определяют детское творчество известные отечественные ученые? Как определяют его значение для формирования личности ребенка? Исследователь детского творчества Е.А.Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисовании, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных или через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» .

Понимая детское творчество как познание жизни, она делает попытку найти причины своеобразного изображения детьми явлений окружающей действительности, и намечает два пути:

· через ознакомление детей с материалом;

· через создание ими образа в рисунке.

Рассмотрим пути формирования творчества по Н.А.Ветлугиной. Они весьма своеобразны, и лишены той обычной выстроенности, которая характерна для процесса обучения. Можно предположить, что возникновение творческого начало в детской художественной практике носит поэтапный характер. На первом этапе роль педагога заключается в организации тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество. Если ребенку предстоит отражение жизненных впечатлений в сказке и рисунке, то его надо учить, прежде всего, образному видению окружающего.

Второй этап - собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, с поисками средств осуществления.

В старшем дошкольном возрасте ребенок способен уже планировать свою творческую деятельность и в связи с этим видоизменяться и характер педагогических воздействий. Последовательность формирования творчества зависит:

· От процесса возникновения и становления формы детской деятельности (обогащение жизненными впечатлениями);

· От путей становления творческого образа у детей (замысел - поиски средства воплощения);

От последовательности меняющихся взаимоотношений взрослого и детей (показ процесса творчества - частичное соучастие в нем - самостоятельная игра детей). Этапы творческого процесса есть в деятельности ребенка, но соотношение этих этапов иное, чем у взрослого. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Кудрявцев В.., Синельников В., выделяют универсальные характеристики детского творчества как: реализм воображения и умение видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, детское экспериментирование .

Под реализмом воображения и умения видеть целое раньше частей подразумевается, что реализм воображения и умение видеть связаны друг с другом и рассматривают в едином ключе. Распространен взгляд на воображение как на выдумывание того, чего в действительности не бывает, как на пренебрежение реальностью, отлет от нее. И чем дальше этот «отлет», тем более творческими по своей оригинальности считаются образы воображения.

Детям приписывают дар видеть то, чего не замечают взрослые, - вплоть до не видимых лучей, порождаемых энергией органов чувств. Для того чтобы постичь реальное значение предмета, ребенок должен его вообразить, взглянуть на него с необычной и парадоксальной точки зрения. Воображение повторяет ребенку путь вхождения в человеческую культуру. Посредством воображения он осваивает значение тех предметов, которые составляют ее исторически развивающееся содержание. Например, овладеть нормами родного языка ребенок не сможет без свободного экспериментирования с материальным телом слова, без того, что называется детским словотворчеством. Выполняя эту функцию в психическом развитии ребенка, воображение выступает не отдельным психическим процессом, а всеобщим свойством сознания, универсальным корнем всех его основных духовных проявлений.

При помощи воображения человек выделяет те свойства, которые хотя и скрыты, но специфика для данного объекта и наиболее рельефно отражают его общую, целостную природу воображение и творчество - непроизвольное «впитывание» в объект, не разрушение его целостности; наоборот, это ее достраивание в согласии с особенностями объекта.

Следующая универсальная характеристики творчеств, которую выделяют Кудрявцев В, и Синельников В, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Здесь творчество понимается как выбор альтернатив в ложных и неопределенных условиях. Само наличие ситуации выбора считается ключевой предпосылкой свободы творчества, воли, совести. Но, достаточная информационная база для принятия решения не гарантирует адекватности выбора. Необходимо активное участие «выбирающего» в становлении альтернатив в их «судьбе».человек развитый в творческом и нравственном отношении, решал значимую для себя проблему, никогда не станет выбирать из совокупности готовых, извне навязанных альтернатив, сложившихся независимо от него. Но выбирая, он либо отдает предпочтение какой-либо из тех альтернатив, в формировании которых сам принимал участие, либо добавляет к ним новое. Проведенный эксперимент с историей про гномиков показал, что дети не всегда используют дарованную им взрослыми «свободу выбора» из готовых альтернатив. Нередко идут по пути сопротивления, раздвигая начальные рамки тех задач, которые ставит перед нами, мир взрослых. Показатель творческого развития человека не умение осуществлять выбор, а продление диктата выбора, создание конструктивной альтернативы самому выбору.

Кудрявцев В., и Синельников В., выделяют еще одну универсальную характеристику творчества - детское экспериментирование. Экспериментирование - как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность. Экспериментирование представляет собой ведущий функциональный механизм творчества ребенка. Обычно различают реальный и мысленный эксперимент. У дошкольников обе эти формы экспериментирования слиты друг с другом. Только где-то к концу дошкольного детства происходит относительное выделение мысленного эксперимента в самостоятельный вид деятельности. Путем экспериментирования ребенок производит перенос и включение свойств знакомых предметов в контекст новых ситуаций, а также раскрывает возможные трансформации данных свойств в этом контексте.

В процессе развертывания своей экспериментальной деятельности дошкольник способен ориентироваться не только на внешне эмпирические свойства предметов, но и на их образно представленные внутренние, ключевые характеристики.

Иногда ему бывает трудно создать «экспериментальный» условия, в которых природа вещи проявилась бы наиболее полно и ярко. В таких случаях решение этой задачи берет на себя взрослый. Ребенок может активно вмешиваться вход изменения условий. В результате особенности «экспериментального поведения» предметы получают свое чувственное обобщение в образах детского воображения .

Комарова Т.С., говорит о том, что специфика детского творчества состоит, чтобы создать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний и умений.) не может. И, тем не менее, детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение в процессе восприятия изображаемых предметов и при воплощении их в образах. Одновременно в процессе овладения деятельностью реализуются субъкт-субъективные отношения. Это происходит с развитием ее мотивов, особенно социальных, общественно направленных с обогащением тем и замыслов, социальных по содержанию, общественной оценкой и общественным использованием конечного результата. Таким образом, ребенок как субъект деятельности включен в систему общественных отношений через содержание деятельности. Кроме того, возникают субъект-субъективные отношения ребенка и взрослых, детей между собой по поводу деятельности (при выполнении коллективных работ; во время участия всех детей в их анализе и оценке и т.п.). Другими словами, процесс освоения деятельности ребенком есть процесс развития ребенка как субъекта деятельности в системе общественных отношений. При этом идет развитие всех сфер личности ребенка.

Таким образом, со стороны педагогов под творчеством мы понимаем деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение.

Особое место занимает изобразительное творчество ребёнка, которое несколько отличается от изобразительного творчества взрослого человека.

Этот вид детского творчества является наиболее эффективным средством для развития творческих способностей ребёнка. В процессе изобразительной деятельности ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им самим; огорчается, если что-то не удалось. Но самое главное: создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится их осознанно использовать. Более того, творчество дошкольника на занятиях по изобразительной деятельности неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приёмов будет способствовать их творческому развитию .

Особое внимание следует уделить психическим свойствам и качествам личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности и развития творчества. Мы выделяем общие психические процессы, необходимые для успешного осуществления любого вида деятельности (музыкальной, изобразительной, музыкально-двигательной, игровой и др.), и специальные, важные для конкретной области (только для музыкальной или только изобразительной). Общими процессами являются: воображение, восприятие, образное представление и мышление, интерес к деятельности и эмоционально-положительное отношение к ней, память и внимание. Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительному творчеству. Ребенок испытывает разные чувства, выражает отношение к ним. Отношение имеет как эмоционально положительный, так и отрицательный характер, связанный с чувством радости, грусти, восхищения, возмущения, любви, ненависти и другими.

В работах Л.С. Выготского раскрыты основополагающие характеристики детского воображения. Детское воображение развивается относительно независимо от интеллектуальной сферы и недостаточно контролируется ребёнком. Неприхотливость детской фантазии создаёт ложное впечатление её богатства. О бедности детского воображения и одновременно о его яркости, большом влиянии его на «неокрепшую душу ребёнка», говорил ещё К.Д. Ушинский. Л.С. Выготский также отмечал, что образы воображения строятся из элементов, взятых из опыта человека.

Опыт ребёнка мал, а значит детское воображение беднее взрослого. В то же время Л.С. Выготский отмечал и объяснял яркость, свежесть, эмоциональность насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребёнка к продуктам своего воображения.

Так Л.С. Выготский, силу творчество, видит в многообразных формах связи воображения с действительностью. В исследованиях ученого доказано, что благодаря этим формам связи воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной действительности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения, к воплощению продуктов воображения в реально существующие, которые снова воздействуют на человека. Данный автор указывает что, творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей это новое ни казалось. Огромная часть из всего созданного человечеством . Выготский Л.С. говорит о том, что продукты воображения реализуются в конкретные вещи, результаты детского творчества, которые снова воздействуют на воображение ребенка. Воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни .

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творчества. В этом возрасте дети любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Одно из важнейших условий развития детского изобразительного творчества - это появление собственно изобразительной деятельности у ребенка дошкольника.

Основными условиями развития детского изобразительного творчества Григорьева Г.Г., считает :

Широкий подход к решению проблемы. Игра, художественная деятельность предоставляют для ребенка большие возможности. Взаимодействующий с ребенком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.

Организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними.

Обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом. То есть в сферу обучения входят, и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве и стремление выполнить работу для других людей. В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел.

В контексте развивающего обучения важна формулировка творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания была восприняты ребенком. Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым важное условие творческой активности ребенка на занятии.

Атмосфера творчества. То есть стимулирование взрослым такого состояния у детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Теплов Б.М., указывает на искренность как главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве. «Без нее все другие достоинства теряют значение…»при таком состоянии ребенок чувствует себя свободно, раскрепощенно, смело, комфортною это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах. Создание атмосферы творчества во многом зависти от общей культуры педагога, понимания существа дела.

Комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выполняющих задачу, и отсутствие готовы средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность. Игровые моменты усиливают творческое состояние детей. Теплов Б.М., отмечал, что единственного приема стимуляции детского творчества не может быть, тем более что творчество индивидуально. В связи с этим он говорил о необходимости индивидуального подхода к детям.

Учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа».

Анализ положений отечественных ученых о детском творчестве позволили вывести определение детского творчества. Художественное творчество детей дошкольного творчества - это создание ребенком значимого, прежде всего для него субъективно нового продукта (рисунок, лепка, рассказ). Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов, и поиск способов, путей решения задачи.

Таким образом, мы пришли к выводу, что на современном этапе развития психолого-педагогических исследований под творчеством принять понимать общественное явление, сущность которого заключена в создании новых по замыслу культурных ил материальных ценностей, полезных для общество. Сам же творческий процесс будет представлять собой выражение индивидуальности через преобразование своих эмоциональных состояний и чувств в некий продукт творческой деятельности или саму деятельность.

Изобразительное творчество в полной мере развивается в дошкольный период. У ребенка появляются не только желание действовать с изобразительными материалами, но и получать определенный результат, выразить свои эмоции и свои чувства в деятельности.

Воспитанность учащихся в современной начальной школе

Воспитание - это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности. Воспитательный процесс в современной школе является частью целостного педагогического процесса...

Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

На протяжении последних десятилетий вопросы полового просвещения, сексуальный аспект взаимоотношений полов ставятся во главу процесса воспитания детей разного пола. Отсюда возникает термин «половое воспитание». И.С...

Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, ведь способность к творчеству является специфической особенностью человека...

Организация кружковой работы по физическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Теория физического воспитания развивается на основе современных исследований и передовой практики физического воспитания. Отечественная наука о физическом воспитании складывалась под влиянием богатого наследия прошлого...

Педагогические основы полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста

Идеи полоролевой дифференциации воспитания исторически сложились давно, и присутствуют практически во всех этнических системах мира. Опыт народной педагогики, накопленный веками...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

профессиональный компетентность педагог семья Анализ педагогической литературы показывает, что проблема развития профессиональной компетентности педагога в настоящее время является одной из актуальных. Компетентность, по мнению В.А...

Проблемы развития детского изобразительного искусства

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Но прежде чем говорить о детском изобразительном творчестве...

Развитие навыков самостоятельной работы младших школьников в процессе исследовательской деятельности

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить...

Развитие патриотизма на уроках изобразительного искусства

Сущность патриотизма раскрывается в энциклопедиях, словарях и специальных научных трудах как чувство любви к Отечеству, присущее массам людей, осознания своего долга и ответственности перед ним и за его будущее. Это, прежде всего...

Развитие самооценки младших школьников в процессе обучения

Самосознание - сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он - и познающий, и познаваемый. }