Состав числа 9 из двух меньших чисел. Конспект занятия по математике для подготовительной группы " в королевстве числа девять". Самоопределение к деятельности: Дети работают стоя
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Суксунский детский сад «Колокольчик».
Конспект НОД ОО «Познавательное развитие»
раздел «ФЭМП»
Тема: «Знакомство с составом числа 9 из двух меньших»
Подготовительная группа
Воспитатель подготовительной группы:
2015 год
Цель: познакомить с составом числа 9 из двух меньших.
Задачи:
1. Обучающая:
Познакомить с составом числа 9 из двух меньших;
Упражнять детей в решении задач на нахождение уменьшаемого;
Упражнять в ориентировке на плоскости;
Упражнять в выкладывании фигур по контурному образцу.
2. Развивающая:
Развитие логического мышления, памяти, внимания.
Формировать активность и творческое воображение;
Расширить словарный запас детей словами: сыщик, маршрут, арифметическая задача.
3. Воспитывающая :
Приучать детей к усидчивости, внимательности, поднимать руку при ответе.
Материал: письмо от Матроскина, картинка сыщика, маршрут, буквы для составления слов, картинка бутерброда, картинка с изображением кружек, картинка и изображением состава числа 9 из двух меньших.
Ход НОД:
1. Организационный момент:
Дети входят в группу и становятся полукругом.
Воспитатель обращается к детям: Здравствуйте ребята, я очень рада вас всех сегодня видеть.
Воспитатель : Ребята, сегодня к нам с вами пришли гости, давайте поприветствуем их, поздороваемся.
Дети : Здравствуйте!
Воспитатель : А теперь мы с вами возьмемся за руки и подарим друг другу улыбку, для хорошего настроя на предстоящую работу. Хорошо, молодцы.
2. Мотивационный момент:
Ребята, сегодня мы с вами превратимся в сыщиков. А вы знаете кто такие сыщики.
Воспитатель показывает картинку сыщика и говорит, что сыщик – это человек, который раскрывает преступления.
И вот ребята к нам с вами сегодня пришло письмо от кота Матроскина.
Давайте его прочитаем.
Воспитатель читает письмо: «Мой друг дядя Федор прислал в подарок очень вкусный бутерброд и я на радостях пригласил гостей, но оказалось, что угощать было нечем потому что бутерброд украли. «Найдите пожалуйста мой бутерброд» С уважение, кот Матроскин.
Воспитатель: поможем коту Матроскину найти его бутерброд?
Воспитатель: А теперь рассаживаемся на свои места, спинки выпрямили и приготовились к работе.
3. Основной этап :
Воспитатель: Каждый сыщик начинает свое расследование с того, что выясняет все подробности преступления.
А еще ребята, в письме кот Матроскин указал, что считать он не умеет и поэтому не знает, сколько гостей должно прийти.
А вы ребята как думаете, сколько гостей пришло к Матроскину?
Дети: 9 гостей.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: посчитали кружки.
Воспитатель: правильно.
Воспитатель: А теперь давайте откроем тетради и посмотрим:
«В гости к коту Матроскину пришли черные и белые коты. Теперь мы с вами выясним, сколько и каких котов было: если белых котов было 8, то сколько черных? Давайте отсчитаем 8 белых котов и не будем их закрашивать, а теперь скажите, сколько значит черных котов?
Воспитатель: Давайте закрасим черным цветом, а рядом запишите цифрами, сколько получилось черных котов.
Воспитатель: И так мы с вами теперь знаем, сколько гостей было.
Воспитатель: Повторяет с детьми, так сколько гостей было?
Воспитатель: Но кто же из них вор?
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, под одной из кружек лежит записка. Давайте ее прочитаем: «Если вы хотите получить бутерброд, то должны решить мой задачи».
Воспитатель: Но прежде чем решать задачи, давайте повторим, что должно быть в задаче?
Дети: Условие, вопрос, решение и ответ.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: А теперь слушайте задачи:
1. «Я очень люблю рыбу. Недавно я поймал несколько рыбешек и положил их в ведерко, когда я пришел домой, то рыбок в ведерке было 6, потому что по дороге я съел одну. Сколько всего рыбок я поймал.
2. «Я поймал несколько мышей, но 2 из них сбежали. Когда я пересчитал оставшихся, их оказалось 6. Сколько мышей я поймал?
Воспитатель: Ну, вот задачи решены, но еще одно задача приготовлена для нас только она записана не цифрами, а буквами ПО+РОГ. Давайте посмотрим какое слово получилось?
Правильно порог, значит нам, где нужно искать бутерброд?
Дети: На пороге!
Воспитатель идет к порогу и находит еще одну записку с условным изображением маршрута (маршрут выставляется на доску).
Воспитатель: Ребята, что это такое?
Дети: маршрут, по которому будем искать бутерброд.
Воспитатель: Ирина, выходи к доске и попробуй записать маршрут. А остальные у себя в тетрадях.
Воспитатель: по маршруту, описанному в шифровке, мы с вами пришли к тени кота.
Воспитатель: Давайте рассмотрим фигуру кота и разделим его на геометрические фигуры. Как мы это будем делать?
Воспитатель спрашивает детей: сначала голову делим на квадрат и получаем 2 маленьких треугольника, а затем переходим к туловищу, также расчленяем его на квадрат и получаем 1 большой треугольник и выделяем лапку это маленький треугольник.
Воспитатель: хорошо разделили, а теперь будем выкладывать нашего кота из «Танграма». Один ребенок у доски, остальные на столах.
Воспитатель: Вот мы и поймали воришку! Но где же бутерброд?
Воспитатель: Ребята, наш кот раскаивается и больше не будет красть, но он не может вспомнить где спрятал бутерброд, но у него имеется шифровка, слушайте и угадывайте:
1. Это место, куда дети приходят каждый день? (детский сад).
2. Это помещение, где вы играете в детском саду? (группа).
3. Это предмет мебели, за которым сидит воспитатель? (стол)
Воспитатель: Вот мы с вами и разгадали шифровку, а теперь посмотрим где же на столе, спрятан бутерброд (находят бутерброд).
Воспитатель: Вот ребята, какие мы с вами замечательные сыщики, помогли коту Матроскину найти бутерброд, а мы с вами попросим кота больше не красть.
4.Итог :
Чем мы с вами сегодня занимались? Чему научились?
Что получилось хорошо, а что не получилось? Оцените себя, нарисуйте себе солнышко или облачко?
На этом все, спасибо за внимание!
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра. Именно поэтому всё обучение должно проходить в игровой форме.
Состав числа начинают учить в подготовительной к школе группе. Материал для дошкольника сложный, но игровые приёмы помогут успешно справиться с задачей.
Примеры игр и заданий. (Все игры приводятся для изучения состава числа 5)
1. Игра с цветными кружками.
Для игры вам нужно подготовить двусторонние цветные круги. Одна сторона красная, вторая - синяя (к примеру)
Сколько здесь всего кругов?
Вы переворачиваете один круг синей стороной кверху.
Сколько стало кругов?
Выясняете, что количество не изменилось, но число 5 составили другим способом 1 + 4.
Аналогичную работу проводите до тех пор, пока все красные круги окажутся перевёрнутыми.
2. Решение "весёлых" задач.
Так называются задачи - вопросы в стихотворной форме. Перед началом игры нужно подготовить те же круги, которыми мы пользовались в первом задании и сделать подборку задач.
Например:
Два рыжих кота на крылечке сидели, (ребёнок откладывает в сторону 2 красных круга)
Три чёрных кота в окошко глядели. (3 синих круга)
Ну, и кто же ответить готов,
Сколько здесь всего котов?
Ребёнок пересчитывает круги, говорит ответ. Если у вас получится создавать картинки, по которым вы сможете ещё раз проверить решение задачи, вы получите дополнительную возможность закрепить состав числа.
3. Игра "Кто в домике живёт?"
Ребёнку необходимо вписать цифру, дополняющую цифру в первом столбце до 5.
4. Игра "Угадай - ка"
У вас коробка с кубиками. Вместе с ребёнком пересчитываете количество кубиков (В данном случае их 5), затем накрываете коробку салфеткой и вынимаете некоторое количество кубиков из коробки.
Я вынула 1(2, 3, 4) кубик. Сколько кубиков осталось в коробке? Как ты догадался?
- Осталось 4(3, 2, 1) кубика. 5 это 1 +4.
5. Игра "Магазин"
Вы можете продавать всё, что вам удобно - книги, чашки, ложки, карандаши... Единственное условие - цена на товар одинаковая (в нашем случае, 5 рублей) и соответствует изучаемому числу. Ребёнку нужно дать набор цифр, так, чтобы он мог складывая 2 числа получить нужное. Если вы дадите ему " настоящие" детские рубли - игра станет более привлекательной.
Цели:
- сформировать представление о числе 9, его составе, способность к его записи, изображению на числовом отрезке, сложению и вычитанию в пределах 9;
- закрепить взаимосвязь между частью и целым; уточнить названия компонентов сложения и вычитания, формировать способность к правильному использованию в речи;
- тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся;
- способствовать формированию положительной учебной мотивации, укреплению здоровья и развитию чувства взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе.
Оборудование:
- учебники Л.Г.Петерсон Математика. 1 класс. Часть 2., картинки (игрушки) Айболита, его “больных” зверей;
- индивидуальные числовые отрезки, физическая карта, чайки;
- четыре набора вырезанных цветков по 9 штук в каждом, четыре наборных полотна с математическими цифрами и знаками;
- опора по составу числа 9, цифра 9;
- релаксационная мелодия для физминутки; чертёж девятиугольника, похожего на контур африканского материка;
- семь бабочек: красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая, буквы для слова “молодцы”.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности: Дети работают стоя.
Отгадайте загадку:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит).
Какое самое лучшее лекарство от любой болезни?..
(Смех, улыбка и хорошее настроение).
Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке. Ведь сегодня мы
отправимся с Айболитом в Африку лечить зверей. Итак, в путь.
2. Актуализация знаний:
У детей индивидуальные отрезки от 1 до 20.
- Счет от 8 до 16; от 12 до 5;
- Назовите последующее число 8, 14. На сколько последующее число больше предыдущего?
- Назовите предыдущее число 11, 20. На сколько предыдущее число меньше последующего?
- Какое число стоит справа от 11, слева от 14?
- Какое число стоит между 8 и 10; 16 и 18?
б) – Установите закономерность и вы узнаете, сколько гор – препятствий нам предстоит
пройти: (6 + 2 = 8 – гор)
Какое выражение выбрали? Почему? Почему здесь надо складывать? (Ищем целое).
Назовите целое и части. (9 – целое, 8 и 1 – части).
Назовите тему урока… (Число и цифра 9). Учитель открывает тему урока на доске.
Чему мы должны научиться? (Узнать состав числа 9, научиться писать цифру 9…)
4. “Открытие” нового знания: Работа ведется стоя.
а) состав числа 9:
Расскажите все, что вы знаете о числе 9.
(Число 9 стоит в натуральном ряду чисел на девятом месте. Оно больше предыдущего числа 8 на 1 и меньше последующего числа 10 на 1. Чтобы получить число 9, надо к 8 прибавить 1 или из 10 вычесть1.)
Но не только… Вы узнаете полный состав числа 9, если рассортируете все лекарственные цветы, которые Айболит собрал у подножия горы Килиманджаро.
Работа в группах: 4 группы.
Каждой команде раздается по 9 вырезанных цветков и наборное полотно соответствующими цифрами и знаками. См рисунок 1.
Разбить все цветы на две группы и составить выражения:
Рисунок 1.
Как же получить число 9? Дети хором проговаривают состав числа 9.
1 и 8 или 8 и 1
2 и 7 или 7 и 2
3 и 6 или 6 и 3
4 и 5 или 5 и 4
б) – А чем число 9 отличается от цифры 9?
(Цифра 9 – это лишь знак для обозначения количества, равного 9.)
На что похожа цифра 9? Научимся правильно и красиво писать её.
Цифра девять, иль девятка, -
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Учитель объясняет написание цифры, дети прописывают в воздухе,
пальчиком на ладошке, затем в тетради. Самую красивую цифру подчеркивают.
Так сколько больных зверей Айболит вылечил в первый день? (9)
5. Физминутка: под музыку
Ой! От радости один мотылек не удержался и упал вам на головку.
Погладьте его: осторожно, не спугните!
Затем он перебрался на лобик, скатился на носик, перепрыгнул на щёчку, забрался за шиворот – погладьте его и там. Добрался до животика, а потом спрятался под пяточкой.
Поймайте его, посадите на ладошку, прикройте, чтобы не убежал. Что ж, здоровому мотыльку пора возвращаться домой… Давайте отпустим его и помашем вслед!
6. Первичное закрепление: Дети садятся.
С.18, №2 - закрепляется состав числа 9, взаимосвязь между частью и целым; названия компонентов сложения и вычитания.
1 столбик – хором;
2- 3 столбики – с комментированием;
4 столбик – самостоятельно.
Из каких частей состоит число 9? По опоре ещё раз проговорить состав числа 9.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой:
С.19, №3 – Сейчас вы узнаете кому из зверюшек в первую очередь понадобилась помощь.
1-ый столбик - решают девочки;
2-ой столбик – мальчики.
(Морской котик, дельфин, ёжик – у девочек; воробей, бабочка, щенок – у мальчиков.)
8. Повторение: Дети работают стоя.
На что похожа эта замкнутая фигура? См рисунок 2.
(Варианты детей).
А еще на контур африканского материка.
Как называется фигура? (Многоугольник или девятиугольник.)
Почему именно девятиугольник?
(Девять углов, говорим на уроке про число и цифру 9.)
Из чего состоит любой многоугольник? (Из отрезков.)
Найдите все многоугольники. Сколько их? (6) Африка
Рисунок 2.
9. Итог урока. Рефлексия:
Какую цифру вы научились писать на уроке? Состав какого числа нам нужно запомнить?
Над доской – семь разноцветных бабочек по порядку цветов радуги. См рисунок 3.
На каждой бабочке - буква:
Рисунок 3.
Проследите глазками за бабочками в том порядке, в котором я назову, соедините буквы и прочитайте слово: зеленая бабочка, красная, фиолетовая, желтая, голубая, оранжевая, синяя. Какое слово получилось? (Молодцы.)
Так оценил вашу работу на уроке Айболит. Вы согласны с его оценкой?
Дополнительная информация:
Очень часто в русских народных сказках встречается выражение: “За тридевять земель, в тридевятом царстве”, которое означает очень дальнее расстояние. Тридевять - три раза по девять (9 х 3) равно 27. А по некоторым источникам расстояние от Земли до Луны равно 27 диаметрам земного шара. Поэтому данное выражение действительно означает “очень далеко”.
Раздел 8. Использование методов, средств и форм воспитания и обучения детей (по анализам трех занятий)
Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну математики, состав
Подготовила: Захарова Н.В., воспитатель МБДОУ д\с №65, г. Ставрополь
Цель: учить составлять и решать задачи и примеры. Закрепить состав числа 9, закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
Закрепить состав числа 9.
Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия.
Оборудование: наглядный и счётный материал, линейка на каждого ребёнка, мяч, задания на каждого ребёнка.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие далекодалеко, на планету математики. Подойдите к столам, там у каждого лежит задание. А на чём мы отправимся, вы узнаете, когда соедините цифры по порядку. Начинаем с цифры 1. После цифры 1, Таня, скажи, какая цифра следует?
Воспитатель: Да, правильно 2. А после цифры 2, Артём, скажи какая цифра?
Воспитатель: Молодцы, и так по порядку.
Воспитатель: Настя, скажи, что у тебя получилось?
Настя: Ракета.
Воспитатель: У всех получилась ракета? Посмотрите, у вас есть ещё задание. Нужно помочь пчёлке собрать нектар. Пчёлка берёт те примеры в ведёрке, в которых ответ получается 9. Поможете? Для начала надо решить примеры, ответ у которых получится 9, соединим с ведёрком.
Помоги Пчелке собрать нектар
Воспитатель: А теперь назови, какой пример в ведёрко положил, Дима? Дима: 4+5.
Воспитатель: А Женя?
Воспитатель: Лиза?
Воспитатель: Настя?
Настя: 8+1.
Воспитатель: Все примеры собрали? Таня?
Таня: Нет, ещё один. 6+3.
Воспитатель: Молодцы! А теперь, чтобы наша ракета полетела, надо узнать, на какую кнопку надо нажать, чтобы отправиться в полет. Для этого надо решить задачи.
1. Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели:
8 румяных, наливных,
1 с кислинкой.
Сколько их?
2. Десять веселых медвежат За малиной в лес спешат,
Но один из них отстал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
3. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
Воспитатель: Какая цифра у вас получилась? Лиза, сколько у тебя получилось?
Воспитатель: А сколько получилось у Димы?
Воспитатель: Молодцы, теперь можно отправляться в полет. Катя, подойди, на клавиатуре нажми на цифру 9.
Катя нажимает на цифру 9. Звучит музыка.
Воспитатель: Итак, мы отправляемся в полёт. А пока мы летим, скажите, какие арифметические знаки вы знаете? (= + - > <).
Воспитатель: Мы подлетаем к планете. Закройте глаза. Ребята, посмотрите, мы прилетели на другую планету. И нас встречают жители этой планеты. Посмотрите, какие они необычные, а у одного из жителей есть конверт. Сейчас посмотрим, что в нём.
Смотрят. Там задания.
Воспитатель: А в нем задания. Задания то зашифрованные. Кто помнит, на какую цифру мы нажимали, что бы ракета взлетела? Женя, на какую цифру? Женя: 9.
Воспитатель: Назовите число, за которым идет число 9? (8) Назовите число, следующее за числом 9? (10) Назовите соседей числа 9? (8 и 10)
У вас есть счётные палочки. Давайте составим примеры с числом 9. Какой пример составила Настя? (4+5) Какой пример составила Арина? (3+6) А какой пример составила Маша? (2+7) А Катя составила? (9+0)
Физкультминутка «Мы устали, засиделись»
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке.
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот.
(Повороты корпусом)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
(Приседания)
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели.
(Дети садятся на свои места)
Воспитатель: Давайте поиграем и вспомним дни недели.
Игра «Дни недели». Я буду бросать мяч, и задавать вопрос. Кому бросила, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно. Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально. Вопросы: Какой первый день недели? Какой 3? После четверга, что будет? Какой день недели выходной? и т.д.
Воспитатель: Ребята, а у нас ещё одно задание. Нам предлагают отгадать загадки о геометрических фигурах.
1. Три вершины, три угла, три сторонки - вот и я! (треугольник).
2. Не овал я, и не круг, треугольнику я - друг. Прямоугольнику я - брат, а зовут меня... (квадрат).
3. Я как обруч, колесо, как чудесное кольцо, и как просто буква О. (круг)
4. Я - почти, как круг - малец, я похож на огурец.
5. Четыре угла, как квадрат я имею, но только квадратом назваться не смею, но всё же похож на квадрат, между прочим. У меня 2 длинные стороны и 2 покороче, (прямоугольник)
Воспитатель: А теперь из геометрических фигур поможем нашим героям построить дом для числа 9 по схеме (схема крепиться на доске). Из каких геометрических фигур построен дом на схеме?
Дети: Квадрат, треугольник, прямоугольник.
Дети строят дом.
Воспитатель: Какие красивые получились дома. А давайте измерим высоту дома? Длину дома? А с помощью чего мы будем мерить дом?
Дети: Линейки (измеряют высоту и длину дома).
Воспитатель: Какой высоты получился дом у Лизы?
Лиза: 9 см.
Воспитатель: А у Маши?
Маша: 9 см.
Воспитатель: Какой длины получился дом? У Насти?
Настя: 9 см.
Воспитатель: А Андрей померил?
Андрей: 9 см.
Воспитатель: Молодцы. А в конверте есть загадка. Но она не про геометрические фигуры. Послушайте и отгадайте загадку: что все замки открывает? Женя?
Женя: Ключ.
Воспитатель: А кто ещё как думает? Катя, а как ты думаешь, что это такое?
Катя: Ключ.
Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. Давайте проверим, правильно ли вы её отгадали. Надо внимательно слушать меня. У вас на листиках есть чёрная точка. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию, не отрывайте карандаш от бумаги. Итак, начинаем: от чёрной точки вправо отсчитайте 8 клеток, затем вверх 2 клеточки, вправо 4 клетки. Вниз 5 клеток. Затем влево 4 клетки. 2 клеточки вверх. 4 клеточки влево. 3 клетки вниз. 1 влево. 1 вверх. Влево 1 клеточка. 1 вниз клеточка. 1 влево клетка. 3 клеточки вверх. 1 клеточка влево. И 1 клетка вверх.
Воспитатель: Что у вас получилось? Лера?
Лера: Ключ.
Воспитатель: А у Димы, что получилось?
Дима: Ключ.
Воспитатель: Значит, правильно вы отгадали загадку. Молодцы! Жителям этой планеты очень понравилось, как вы справились с заданиями. Вы все сегодня хорошо поработали, посмотрите, здесь есть ещё конверт. Посмотрим, что там. Что же это?
Дети: Медали.
Воспитатель: Жители этой планеты награждают вас за старание и за помощь им (награждение медалями). Но нам пора отправляться назад. Закрывайте глаза (звучит музыка). Ну вот мы и вернулись. Давайте вспомним (вопросы к детям):
Где мы были?
С каким числом мы сегодня работали?
Ответы детей.
Захарова Наталья Валентиновна
Тема: «Состав числа 9 из двух меньших чисел»
Задачи:
Распознавать и преобразовывать геометрические фигуры;
Определять равенство и неравенство нескольких групп предметов.
2. Закрепить:
Составление числа 9 из двух меньших чисел;
Количественный счет до 10 в прямом и обратном порядке;
Умение соединять короткие прямые линии, выполнять узор из квадратов и прямоугольников.
Демонстрационный материал: магнитные доски и 3 набора геометрических фигур (овалы, треугольники); Никитинские квадраты; 3 вида игрушек на 2 команды.
Раздаточный материал : цифры по количеству детей; тетради в клеточку; карандаши.
Ход занятия
Воспитатель вместе с детьми встает в круг и предлагает им математическую разминку в виде отгадывания загадок (стихи Н. Владимировой).
Десять умненьких сестер
Все считают с давних пор.
Посмотри, стоят рядком,
С ними ты уже знаком. (Цифры.)
Я на лебедя похожа:
Шейка есть и хвостик тоже. (Два.)
Эта цифра кувыркалась
И шестеркой оказалась. (Девять.)
Я как будто кочерга,
У меня одна нога. (Семь.)
Что за цифра: два кольца
Без начала и конца. (Восемь.)
Воспитатель благодарит детей за правильные ответы и предлагает им разбиться на 3 команды. Каждая команда подходит к своей магнитной доске. Воспитатель дает задание:
— Положите в ряд 8 овалов и один треугольник.
— Во второй ряд положите 7 овалов и 2 треугольника.
Воспитатель предлагает детям представить все варианты составления числа 9 из двух меньших чисел. Выполнив задание, каждая команда рассказывает, как она составила число 9.
Дети подходят к доске, взяв по одной цифре. Воспитатель читает стихотворение М. Сендака «Веселый счет». При упоминании нужной цифры ребенок подходит к доске и прикрепляет ее:
ОДИН. Остался Джон ОДИН —
Сам себе он господин.
ДВА. В окошко мышь влетела
И в горшок залезть хотела.
ТРИ. За бедной мышкой кошка
Следом прыгнула в окошко.
А ЧЕТЫРЕ кто? Щенок!
Он вбежал и сел у ног.
ПЯТЬ - старушка-черепаха.
Завизжал щенок от страха!
ШЕСТЬ. Явилась, как ни странно,
Почтальонша-обезьяна.
СЕМЬ. Влетела к ним ворона
И за нос схватила Джона.
ВОСЕМЬ - тигр! Страшный зверь
Распахнул в квартиру дверь!
ДЕВЯТЬ. В дом вошел тайком
Черный дядька босиком.
Очень трудная загадка!
Как добиться здесь порядка?
Джони думал и гадал,
А потом себе сказал:
— Догадался! Все понятно!
При упоминании нужной цифры ребенок подходит к доске и забирает ее.
ДЕВЯТЬ! - громко крикнул Джон.
Черный дядька вышел вон.
ВОСЕМЬ! Тифа нет как нет.
Он исчез. Пропал и след.
СЕМЬ! Ворона улетела,
Хоть ужасно не хотела.
ШЕСТЬ! Сбежала обезьяна,
С ней не стало и банана.
ПЯТЬ! И быстро, как могла,
Черепаха уползла.
А ЧЕТЫРЕ кто? Щенок!
Он и санки уволок.
ТРИ! Схватила кошка мышь!
Нет, голубушка, шалишь!
ДВА! И мышка убежала!
Кошка мышь не удержала!
Снова дома Джон ОДИН —
Сам себе он господин.
Воспитатель приглашает детей пройти за свои рабочие места и предлагает им игру «Сложи квадрат» (Никитин Б. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1991. С. 89).
Воспитатель благодарит детей за выполненные задания, затем предлагает им выйти из-за столов и разделиться на 2 команды.
— Возьмите и поставьте в красный обруч 3-х белок, в синий обруч - 3-х зайцев, в зеленый обруч - 2-х кукол. Сколько групп игрушек стоит перед вами? (3.) Как составлены эти группы? Во всех ли группах одинаковое количество игрушек? Каких игрушек меньше всего? (В зеленом обруче - 2 куклы.) Каких игрушек равное количество? Сколько всего игрушек в трех обручах? (8.)
— А теперь одна команда пусть возьмет по одной кукле и посадит в каждый обруч. Одинаковое ли количество групп у вас и у другой команды? (Нет.) Почему? (У нас — 2, у них - 3.) Одинаковое количество игрушек у обеих команд? (Да.) Почему так получилось? (Количество групп уменьшилось, а количество игрушек осталось прежним? Да, мы только переставили игрушки из одной группы в другую, а не убрали их.)
Воспитатель предлагает детям пройти за столы.
Дети выполняют в тетрадях задания, предложенные воспитателем: нарисовать узор из квадратов, узор из прямоугольников.