Факультативные занятия следует планировать санпин. Учебная нагрузка на детей. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях


Наблюдения врачей и педагогов показали, что работоспособность и утомление учащихся зависят от характера построения школьного режима, длительности учебного дня, уроков, системы составления расписаний и чередования предметов, организации перемен и пр. В связи с этим, основные гигиенические принципы и требования к организации обучения детей и подростков в общеобразовательных учреждениях были закреплены в соответствующем разделе СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей

Основной критерий психогигиенической оценки учебной нагрузки - это ее соответствие функциональным возможностям организма учеников на каждом возрастном этапе.
Начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. В середине учебной недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной загрузки, факультативные занятия, кружковая работа и др.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Не допускается проведение нулевых уроков. Обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов, классов компенсирующего обучения, в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.
Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков:
1) чередование разных видов деятельности;
2) распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели. В качестве одного из возможных способов оценки уроков рекомендуется использовать ранговые шкалы трудности предметов. Шкалами трудности предметов пользуются для гигиенической оценки школьного расписания. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах. Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется наибольший подъем учебной нагрузки на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Школьное расписание оценивается как «нерациональное» при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле.

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах при 6-дневной неделе во 2-4 классах должна быть не более 26 часов, в 5-х классах-32, в 6-х классах – 33, в 7-х классах – 35, в 8-9 классах – 36, в 10-11 классах – 37 часов. Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах при 5-дневной неделе в 1-х классах составляет не более 21, во 2-4 классах – 23, в 5-х классах-29, в 6-х классах – 30, в 7-х классах – 32, в 8-9 классах – 33, в 10-11 классах – 34 часа. Расписания для обязательных и факультативных занятий составляются отдельно. Факультативные дни следует планировать на дни с наименьшим числом обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не меньше 45 минут.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее трех уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки.

Существенное значение в научной организации учебного процесса имеет регламентация перемен, прежде всего их продолжительность. Перемены менее 10 мин в школе не разрешаются, так как за столь короткое время ребенок не может отдохнуть. Большие перемены после второго и третьего уроков, т. е. в середине учебного дня, предназначены для того, чтобы предотвратить быстрое нарастание начавшегося утомления и обеспечить достаточное время для приема пищи учениками.
Основная продолжительность урока 45 мин. Если для учащихся средних, а тем более старших классов такая продолжительность урока оптимальна, то в младших она предельна. Для учащихся 1-го класса необходимо заканчивать урок через 35 минут. С целью профилактики утомления, нарушений осанки и зрения учащихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.
Не рекомендуется проводить сдвоенные уроки. Исключение составляют уроки труда, занятия физкультурой в зимнее время. В начальных классах сдвоенные уроки запрещены.

Используемые в образовательном процессе технические средства обучения - ТСО (телевидение, видео-, кино- и диафильмы, звукозаписи) снимают монотонность обычного урока, придают занятиям эмоциональность и способствуют повышению работоспособности и успеваемости учащихся. Однако применение ТСО создает повышенную нагрузку на ЦНС, особенно на зрительный и слуховой анализаторы, увеличивают статическую нагрузку. В связи с этим максимальное время просмотра кинофильмов на уроках в 1-4х классах составляет 15-20 мин, в 5-7х классах - 20-25 мин, в 8-11х классах – 25-30 мин.

Домашние занятия - важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма. Учащимся второй смены целесообразнее готовить уроки после утреннего завтрака. Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35-45 мин занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.

Важный компонент режима дня – сон достаточной продолжительности, не менее 9-10 часов в день. Для младших школьников необходимо организовывать и дневной сон. При интенсивной умственной (во время экзаменов) и физической (при заня¬тиях спортом и во время соревнований) деятельности, в осенне-весенний период потребность ребенка во сне увеличивается на 1-2 ч. Ребенок с ослабленной нервной системой также нуждается в более продолжительном сне.

Современные дети испытывают в школе огромную нагрузку. Новые предметы, интенсивная школьная программа, внеклассные занятия, олимпиады, которые вводятся уже с 1 класса, все это может негативно сказаться на здоровье ребенка. Несоблюдение возрастного суточного режима, несоответствие умственной нагрузки индивидуальным особенностям ребенка, неправильная организация деятельности приводят к ослаблению организма и переутомлению.

Основными организационными формами, определяющими содержание и интенсивность учебного процесса, являются урок и учебное расписание, зависящие, в свою очередь, от учебных планов, разрабатываемых в каждом учреждении самостоятельно, но с учетом максимальных величин образовательной нагрузки (Табл 8.1)

Таблица 8. 1

Максимально допустимые величины недельной аудиторной нагрузки

В учреждениях, работающих в несколько смен, занятия для учащихся 5-х и выпускных классов и классов с углубленным изучением учебных программ организуют только в первую смену.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.

Первый учебный день недели (понедельник) должен быть облегченным и начинаться с вводной гимнастики, которая способствует сокращению врабатывания и повышению работоспособности учащихся на уроках.

Оптимальное начало занятий по предпрофильной подготовке - не ранее 7 класса. Часы занятий, связанных с предпрофильной подготовкой учащихся, входят в объем суммарной нагрузки (аудиторная+ внеучебная).

Требования к уроку. Требования к проведению урока едины для всех классов: учебная нагрузка, постепенно увеличиваясь, должна достигать максимума к середине, а затем к концу урока снижаться; в процессе занятий необходимы микропаузы. Этим требованиям отвечает такое построение урока, при котором урок условно делится на 3 части — вводную, основную и заключительную. Вводную часть урока отводят для организационных мероприятий и опроса, основную - для изложения нового материала, а заключительную — для тренировочного воспроизводства.

Продолжительность урока составляет не более 45 минут. Оптимальная плотность урока (т.е. % времени, затраченного учащимися на собственно учебную работу) находится в диапазоне 60% - 75-80%, иначе урок будет либо “напряженным”, либо “расслабляющим”.

Количество видов учебной деятельности на уроке (письмо, чтение, слушание, рассматривание наглядных пособий, рассказ, ответы на вопросы и т.д.) должно варьировать от 3-х до 6-7. Причем каждый вид деятельности сменяет другой через 7-10 минут, что позволит достичь физиологически оптимального “переключения” с одного на другое без переутомления. Оптимальное количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа и т.д.) - не менее 3-х в течение урока. Чередоваться они должны через 10-15 минут.

Важнейший фактор «внутришкольной» среды - психологический климат в классе. На уроке рекомендуется проводить не менее 2-3-х так называемых эмоциональных разрядок (поговорка, веселая история и т.д.). Учеба должна протекать на фоне положительных эмоций и исключать психотравмирущие ситуации в школе, т.е. организацию учебного процесса необходимо подчинить созданию психологического комфорта.

Продолжительность использования технических средств обучения — ТСО (телевидение, видео-, кино- и диафильмы, звукозаписи, цифровые технологии) регламентируются в соответствии с данными, представленными в таблице 8.2.

Таблица 8.2

Длительность непрерывного применения ТСО в учебном процессе

Использование компьютера на учебных занятиях предполагает соблюдение рекомендуемой непрерывной длительности работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране. Она не должна превышать: для учащихся 5-7 классов - 20 мин., для учащихся 8 - 9 классов - 25 мин.

Учебная работа требует также длительного сохранения вынужденной рабочей позы , создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Поэтому, необходимым компонентом гигиенически рационального учебного процесса является чередование рабочей позы в соответствии с видом работ ы. На протяжении всего урока учитель должен контролировать посадку учащихся.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения учащихся на уроках необходимо проводить физкультминутки (ФМ) и гимнастику для глаз. Оптимально, если их проведение будет приурочено к моменту снижения учебной активности детей, как показателю их утомления. Как правило, это происходит на 20-ой и 35-й минутах урока, и поэтому проведение ФМ рекомендуется соотносить с указанным временем (т.е. не менее 2-х раз за урок). Продолжительность ФМ - не более 1-2 минут по 2-3 легких упражнения с 3-4 повторениями каждого.

Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков:

1) чередование разных видов деятельности; 2) распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

На начало учебного дня, когда еще высока работоспособность учащихся, следует ставить предметы, основанные на вербальном, словесном преподавании (русский язык, литература, математика и др.). К концу учебного дня, когда уже снижается продуктивность работы, в расписание рекомендуется включать те уроки, которые основаны на предметном, образном, конкретном восприятии, что существенно легче, чем восприятие речи (черчение).

Наиболее трудные предметы следует включать в расписание вторыми или третьими уроками, а не первыми или последними, т.е. давать их в период наиболее высокой работоспособности учащихся. Не рекомендуется сочетание двух или трех трудных уроков подряд (например, физика, математика, иностранный язык), следует их чередовать с менее трудными предметами (например, история, математика, география). Гигиенически рационально чередование предметов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками физкультуры, труда, рисования, что дает возможность учащимся переключаться с умственной деятельности на физическую. Уроки технологии, как правило, представляющие собой обслуживающий труд для девочек и слесарное и столярное дело для мальчиков, оптимально проводить 1 раз в неделю в виде сдвоенных и размещать их в дни и часы начинающегося утомления. Плотность уроков при занятиях швейным делом должна быть 50-70%, кулинарией - 60-80%, столярными и слесарными работами - 70-90%. Рекомендуется следующий режим работы: в столярных и слесарных мастерских необходимы организованные перерывы для учащихся 5-х классов - через каждые 12 минут, 6-9-х классов - через 18 - 20 минут, на занятиях швейным делом - через 20-22 минуты с проведением физкультминутки.

Допускается сдваивать уроки по одному предмету с обязательным проведением физкультминуток и гимнастики для глаз и организацией перемен между уроками. При этом продолжительность учебного дня (и величина недельной учебной нагрузки) не должна превышать максимально допустимую.

Распределение учебной нагрузки в течение недели будет наиболее физиологичным, если наибольший ее объем будет приходиться на вторник и (или) среду. В эти дни в школьное расписание следует включать либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Для составления расписания следует использовать шкалу трудности учебных предметов (своего рода «градации» уроков, где балл - это ранг трудности учебного предмета (Приложение 6).

Наибольшая интенсивность нагрузки (количество баллов за день по сумме всех предметов) для школьников среднего звена должны приходиться на вторник и четверг при несколько облегченной среде. Расписание уроков составлено неправильно, когда наибольшее суммарное число баллов за день приходится на крайние дни учебной недели, или когда оно одинаково во все дни недели.

Продолжительность перемен между урокамидолжна быть не менее 10 минут. После 2-го (или 3 урока) целесообразно устраивать большую 30-минутную перемену. Вместо нее можно устраивать две перемены по 20 минут после 2 и 3 уроков. Оптимальным является организация перемен на открытом воздухе независимо от времени года. Продолжительность перемены, отводимой для организации питания детей, должна обеспечивать возможность спокойного принятия пищи.

Рациональная организация учебных занятий предусматривает и правильную организацию отдыха между учебными неделями, четвертями.

Период отдыха между учебными неделями — один (при традиционной 6-ти дневной неделе) или два выходных дня (при 5-ти дневной). Пятидневка предполагает разгрузку субботнего дня (проведение олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований) для большего «семейного общения» учащихся как неотъемлемой части полноценного воспитания. Однако, 2-дневный перерыв в занятиях в известной степени нарушает динамический стереотип учащихся - удлиняется период врабатывания в начале недели. Для создания условий для полноценного отдыха детей следует минимизировать объем домашних заданий на выходные дни и каникулы.

Физиологически оптимально приступать к выполнению домашних заданий после 1,5—2-часового пребывания на свежем воздухе. Допустима следующая продолжительность подготовки домашних заданий: в 5— 6-х классах — до 2,5 часов, в 7-м классе — до 3 часов, в 8—9-х классах — до 4 часов.

Продолжительность учебного года составляет - не более 36 недель, продолжительность каникул в течение учебного года - не менее 30 дней. Наиболее целесообразной, профилактирующей переутомление учащихся, является организация каникул с регулярным чередованием учебного и каникулярного времени - 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами.

Во время подготовки к выпускным и переводным экзаменам учащихся освобождают от других учебных занятий. В день проводят не более одного экзамена. Учащихся, имеющих нарушения в состоянии здоровья по заключению врача, экзаменуют в «щадящем» режиме. Общая продолжительность занятий при подготовке к экзаменам в течение дня не должна превышать 8-9 час с организацией перерывов после 1,0-1,5 час. занятий.

Общая продолжительность пребывания на воздухе для учащихся 5-9 классов должна составлять не менее 2,5-3,0 час. в день. Свободное время (1,5-2,5 час. в день) учащиеся используют сообразно своим интересам.

Организация «внеучебной деятельности» должна соизмеряться с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья детей. Форма проведения занятий должна отличаться от урочной системы обучения (экскурсии, кружки, секции и др.). При подборе занятий «дополнительным образованием» следует ориентировать школьников и их родителей на такой их выбор, в котором бы соблюдался баланс между интеллектуальными (статическими) и двигательно-активными занятиями. Занятия «дополнительным образованием» могут быть подчинены решению задач, связанных с предпрофильной подготовкой учащихся и профориентационной работой. Профориентация в школе должна учитывать не только желание учащихся, но и их состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности.

Оптимальным являются занятия не более чем в 2-х кружках (секциях), одно из которых должно быть двигательно-активным. В режиме работы групп продленного дня и школ полного дня должна быть предусмотрена прогулка на воздухе не менее 2 часов с организацией подвижных игр.

Работы школы в режиме полного дня должна предусматривать организацию учебных занятий только в первую смену, 3-х разового питания, включая диетическое, прогулки не менее 2-х часов, двигательно-активных занятий в блоке дополнительного образования. Количество и продолжительность этих занятий должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования. Медико-психологическая поддержка учащихся должна быть организована

на протяжении всего времени их пребывания в школе.

В качестве общественно-полезных видов деятельности учащихся могут быть следующие: поддержание чистоты и порядка на участке учреждения (подметание дорожек, сгребание листьев), уборка урожая высокостебельчатых растений при обязательном наблюдении педагога, знающего правила сбора растений. Учащихся 14—15 лет можно привлекать к работам по благоустройству участка (посадка деревьев и кустарников, подвязывание растений, устройство изгороди), посильному участию в устройстве и оборудовании спортивных и учебно-опытных площадок.

Запрещается привлекать учащихся к работам, связанным с риском для жизни (сбрасывание снега с крыш, мытье окон, протирка осветительной арматуры и др.), а также небезопасным в эпидемиологическом отношении (уборка туалетных помещений и мест общего пользования, уборка и вывоз мусора и т.д.), обслуживанию котельных; проведению текущей дезинфекции, дезинсекции, дератизации; к выполнению работ, связанных с использованием ядохимикатов, сбором вторичного сырья; к работам на пищеблоке, а также любым видам работ в ночное время и связанных с переносом (передвижением) тяжестей свыше норм, установленных для подростков .

Продолжительность общественно полезного труда не должна единовременно превышать для учащихся 5—9-х классов — 40 мин. Ко всем видам труда учащиеся могут быть допущены лишь с учетом состояния их здоровья и физических возможностей.

К особенностям функционирования сельской школы относятся сочетание общеобразовательной подготовки с подготовкой учащихся к сельскохозяйственному труду .

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ, методов и технологий обучения предполагает необходимость их гигиенической экспертизы, которая позволит получить объективные данные о их соответствии возрастным и функциональным возможностям детей. Гигиеническую экспертизу проводят в установленном порядке в соответствии со ст. 28 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Требования к проведению занятий по физической культуре

и организации двигательной активности учащихся

В основу организации физического воспитания должны быть положены следующие принципы: соответствие методов, средств физической культуры анатомо-физиологическим особенностям организма школьников, их функциональным возможностям, уровню физического развития и состоянию здоровья; постепенное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок; регулярность физкультурных занятий; комплексность воздействия разнообразных средств, форм и методов физкультуры и спорта.

Двигательная активность учащихся должна составлять в учебно-воспитательном процессе до 40% дневного бюджета времени, при этом необходимо чередование умственной и двигательной деятельности на протяжении учебных занятий.

Основными формами организации двигательной активности учащихся в школе являются: урок физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, внешкольная физкультурно-оздоровительная и физкультурно-спортивная работа.

Урок физкультуры - основная форма и главное звено физического воспитания в школе. Уроки физической культуры проводят не менее 2 раз в неделю; чередуя с занятиями, требующими статического и интеллектуального напряжения. Введение дополнительных уроков физкультуры в расписание занятий способствует укреплению состояния здоровья учащихся, повышает их работоспособность.

К урокам физкультуры учащихся допускают при наличии у них спортивной одежды и спортивной обуви. При организации занятий на открытом воздухе одежда и обувь должны соответствовать погодным условиям. Наиболее эффективны уроки физкультуры на открытом воздухе. В средней полосе их проводят при температуре воздуха до - 15ْ С при отсутствии сильного ветра. Сдвоенные уроки по физической культуре (за исключением занятий плаванием и лыжами) не целесообразны.

Все учащиеся, посещающие школу, должны заниматься физическими упражнениями. Необходимо проводить постоянный медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания учащихся, включая и организацию тестирования физической подготовленности школьников.

В зависимости от состояния здоровья учащихся распределяют на 3 медицинские группы - основную, подготовительную, специальную.

К основной медицинской группе относятся учащиеся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, функциональном состоянии организма и физическом развитии при достаточной физической подготовленности.

К подготовительной медицинской группе относятся школьники с незначительными изменениями в состоянии здоровья, функциональном состоянии организма, физическом развитии и не имеющих достаточного уровня физической подготовленности. Учащиеся этой группы занимаются по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного ее усвоения. Им рекомендуется заниматься в секции общей физической подготовки, выполнять индивидуальные задания по физическому воспитанию в домашних условиях, чаще использовать прогулки, другие формы физкультурно-оздоровительной работы. Учащиеся подготовительной группы допускаются к участию в спортивных соревнованиях и сдаче спортивных нормативов при наличии заключения врача.

К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, в том числе реконвалесценты после перенесенных травм и заболеваний. Специальная медицинская группа подразделяется на группы «А» и «Б». Дети группы «А» занимаются по специальной программе физического воспитания. К группе «Б» относят школьников, которые по состоянию здоровья нуждаются в занятиях лечебной физкультурой.

Дополнительное медицинское обследование следует проводить всем учащимся основной и подготовительной группы перед спортивными соревнованиями, а также после заболеваний или травм, состояния перетренированности и по требованию преподавателя физического воспитания или самого учащегося. Школьники, отнесенные к специальной медицинской группе, к спортивным соревнованиям и сдаче спортивных нормативов не допускаются.

Моторная плотность урока (соотношение времени, затрачиваемого на выполнение движений к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) должна составлять в зале не менее 70%, а на воздухе - не менее 80%. Положительный эффект от физических упражнений обеспечивают достижением среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) в пределах 140-160 уд/мин. В структуре урока физкультуры выделяют 3 части - вводную, основную, заключительную. Продолжительность вводной части - 5-10 минут, основная часть урока длится 25-30 минут, заключительная часть - 3-5 минут. Величина физической нагрузки должна постепенно возрастать, достигая своего максимума в основной части занятия, а затем постепенно снижаться в заключительной части. ЧСС у школьников должна возвращаться к исходным значениям сразу после окончания урока; при высокой эмоциональности урока допускается увеличение длительности восстановительного периода до 3-х минут.

На уроках физической культуры необходимо включать универсальные для каждой возрастной группы детей комплексы упражнений, направленных на профилактику и коррекцию нарушения осанки и отклонений в формировании нормального свода стопы.

Ежедневную гигиеническую гимнастикусцелью мобилизации систем организма и создания положительной созидательной установки на учебную деятельность, повышения общего тонуса организма учащихся проводят перед уроками в течение 8-10 минут в хорошо проветренном классе, целесообразно использовать музыкальное сопровождение.

Подвижные игры на переменах должны быть малой и средней подвижности, несложными и умеренно эмоциональными с учетом возраста, физического развития и степени физической подготовленности учащихся.

В режиме дня следует проводить «спортивный час» с различными спортивными и подвижными играми, несложными соревнованиями. Физические нагрузки при проведении спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности учащихся, а также конкретным метеоусловиям.

В организации внеучебной деятельности учащихся физкультурно-оздоровительная работа должна носить обязательный характер. Она включает подвижные и спортивные игры, несложные спортивные упражнения, занятия на специально оборудованных площадках со спортивным инвентарем, прогулки на свежем воздухе и т. д.

Физкультурно-оздоровительную работу проводят в группах, объединенных по возрастному принципу с учетом состояния здоровья и развития детей. Подвижные и спортивные игры целесообразно проводить не менее 3 раз в неделю. Особое внимание следует уделять формированию у учащихся устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Домашние задания по физической культуре должны включать физические упражнения для профилактики нарушений костно-мышечной системы и зрения. Их следует выполнять в процессе самоподготовки в качестве активного отдыха.

На занятиях физической культурой исключаются физические упражнения, потенциально опасные для здоровья: давление на голову по вертикальной оси позвоночника, значительные наклоны головы и шеи вперед, назад, в стороны, падение на вытянутые вперед или в стороны руки, сотрясение туловища, передающееся через руки, удары по голове с любой стороны, длительное нахождение в положении, когда руки заложены за голову и др.

На занятиях физической культурой следует использовать современное исправное спортивное оборудование и инвентарь. Их безопасность для здоровья учащихся должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением. Стационарное спортивное оборудование должно быть надежно закреплено; иметь покрытие, стойкое к воде, моющим и дезинфицирующим средствам, соответствовать возрасту и росту детей.

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в часах
При 6-дневной неделе При 5-дневной неделе
1 - 20
2 - 4 25 22
5 31 28
6 32 29
7 34 31
8 - 9 35 32
10 - 11 36 33

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки. При 35-минутной продолжительности уроков во 2 - 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.

2.9.2. Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5-11 классах зависит от объема недельной и определяется в соответствии с табл.

2.9.3. Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.

2.9.4. В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению. Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста. Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

  • учебные занятия проводятся только в первую смену;
  • 5-дневная учебная неделя;
  • организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
  • проведение не более 4-х уроков в день;
  • продолжительность уроков - не более 35 минут;
  • организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;
  • организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
  • обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

2.9.5. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется "ступенчатый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

  • в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый;
  • со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый.

2.9.6. В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике (Приложения 2 и 3).

2.9.7. В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения (Приложение 4): в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой. С этой же целью в школьный компонент учебных планов для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).

2.9.8. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков. В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену. В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

2.9.9. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков в таких классах составляет не более 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста. Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 - в начальных классах и не более 6 - в 5-11 классах. Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в компенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда). С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям общеобразовательного учреждения обучающиеся компенсирующих классов обеспечиваются в учреждении необходимой медико - психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей.

2.9.10. В малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов - комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей. Оптимальным является раздельное обучение обучающихся I ступени разного возраста. Допускается объединение обучающихся I ступени в класс - комплект, при этом следует отдавать предпочтение формированию двух совмещенных классов - комплектов. Оптимальным является объединение в один комплект обучающихся 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физкультуры). При необходимости объединить в один комплект обучающихся 1, 2, 3, 4 классов следует применять скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью создания условий для проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников) (Прилож. 5). В учреждениях, где со 2 класса применяется программированное обучение с использованием звукотехнических средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2 классе - не более 20 мин., в 3-м - не более 25 мин.; на уроках математики во 2 классе - не более 15 мин., в 3-м - не более 20 мин. На уроках чтения использование звукотехнических средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий. Независимо от ступени обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех - четырех классов - не более 15 детей.

2.9.11. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно Таблице 4.

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

Классы Длительность просмотра (мин.)
диафильмов,
диапозитивов
кинофильмов телепередач
1 - 2 7 - 15 15 - 20 15
3 - 4 15 - 20 15 - 20 20
5 - 7 20 - 25 20 - 25 20 - 25
8 - 11 - 25 - 30 25 - 30

В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени - 4-6.

2.9.12. При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам. После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте (Приложение 5).

2.9.13. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы. Общая длительность практической работы для обучающихся в 1-2 классах - 20-25 минут, для обучающихся в 3-4 классах - 30-35 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2-3-х - 5-7 минут, для обучающихся в 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4-5 минут. Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5-7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах - не более 10 минут, в 6-х - 12 минут, в 7-х - 16 минут.

2.9.14. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

2.9.15. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5-9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5-9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

2.9.16. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки , изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения - предметы естественно - математического и гуманитарного циклов.

2.9.17. Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся (Приложение 6).

2.9.18. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

2.9.19. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч, во 2-м - до 1,5 ч, в 3-4-м - до 2 ч, в 5-6-м - до 2,5 ч, в 7-8-м - до 3 ч, в 9-11-м - до 4 ч.

2.9.20. Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня. В группах продленного дня продолжительность прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее 2 часов, обучающихся II ступени - не менее 1,5 часа. Самоподготовку следует начинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения соответственно п.

2.9.20. Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее).

Обсуждение

скажите, а в какой части этих требований описывается количество учащихся в классах? что делать, если в класс набрано более 30 человек (в параллелях 63 по списку, всего два класса)?

Комментировать статью "Требования к режиму образовательного процесса"

Очередной показатель того, что курс правительства на проводимые реформы образования остается неизменным, – это отклонение Госдумой в первом чтении законопроекта, направленного на определение статуса обязательной части примерной образовательной программы [ссылка-1] . Законопроектом № 544961-6 [ссылка-2] предлагалось закрепить инвариантность обязательной части в общеобразовательных программах, которые реализуют школы. Напомню, что по современным [ссылка-3] федеральным государственным...

Министр образования Ливанов, выступая на форуме «Стратегические направления развития воспитания в системе образования Омской области», заявил [ссылка-1] , что педагогическому сообществу, профильным министерствам и ведомствам предстоит в ближайшее время сделать все возможное для обеспечения единства образовательного пространства в России. Для обеспечения единства образовательного пространства существуют ФГОС [ссылка-2] – федеральные государственные образовательные стандарты на каждом уровне...

Главный врач РОДКБ Татьяна Панфилова считает образование важной частью жизни школьников, поэтому вот уже несколько лет при больнице функционирует филиал школы, где дети посещают уроки. Но привычная форма образовательного процесса порой не подходит для больного ребенка из-за режима, самочувствия и работы лечебного учреждения. Теперь в рязанской школе №56 робот по имени Степан помогает детям, находящимся на лечении в стационаре, виртуально присутствовать на занятиях и не отставать от школьной...

X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса [ссылка-1], это и есть основной аргумент, превышение часов 05.02.2015 14:05:24, ivmarg.

Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас и приглашаем принять участие во Втором Межрегиональном образовательном форуме «Позиция современника: прошлое, настоящее, будущее» «ОТ ВИРТУАЛЬНОСТИ К РЕАЛЬНОСТИ» Дата проведения: 12-14 ноября 2014 года Место проведения Форума: г. Москва, ул. Косыгина, д. 17, концертный зал и аудитории ГБПОУ «Воробьевы горы» Организаторы Форума: Министерство образования и науки Российской Федерации Межрегиональный ресурсный центр по опережающему развитию...

Беззаботное босоногое детство безвозвратно ушло в прошлое. Современные дети начинают постигать различные науки и полезные навыки чуть ли не с пеленок. И если наши родители спокойно отправляли нас в первый класс, зная, что именно в школе нас научат писать и читать, но сегодня все больше учебных заведений предъявляет к первоклассникам нешуточные требования, включающие навыки письма и счета, а порой и начальное знание иностранных языков. Неудивительно, что современные родители стараются найти...

Убедительно просим Вас обо всех поступающих к Вам от работников образовательного учреждения требованиях о сдаче денежных средств на «создание условий для реализации образовательного процесса », в том числе о «вступительных» взносах...

Заботиться о летнем отдыхе всегда нужно заранее, особенно если это путевка в санаторий для ребенка-инвалида. Ведь такая путевка порой предоставляется на льготных условиях, и желающих отдохнуть за счет государства немало. Итак, где именно предлагают путевки детям-инвалидам? И на каких условиях? Кто предоставляет путевки? Источников приобретения детской путевки в дом отдыха, летний лагерь или санаторий может быть несколько: 1. Прежде всего - это ваша детская поликлиника по месту жительства. Там...

В беседах учитель выдвигает претензии, что ребенок не заинтересован в учебном процессе, ничего не хочет делать, при этом - да, делает по требованию, но В режиме до обеда мы были только в самом начале, когда совмещали школу и реабилитационный курс в Текстильщиках.

Педагогические условия (выполнение требований государственных образовательных стандартов к содержанию, уровню и. срезов, результатов тестирования, внешней оценки); o особенности организации образовательного процесса и педагогических технологий o...

Я ищу посыл об обязательном присутствии в школе медработника во время учебного процесса. и нормы, СанПин 2.4.1.1249-3 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных...

Меня очень беспокоит, что моего ребенка и всех детей в детском саду # 1041, который находится по адресу: Москва, ЮЗАО, ул. Ивана Бабушкина, д. 13, к 2 , лишают возможности дышать свежим воздухом в помещениях. Когда родители спрашивают: "Почему вы не открываете окна?" Там отвечают, что это запрещено. Открывать окна можно только тогда, когда детей нет в группе. Казалось бы, человечный подход, стремление содержать детей в тепле... На самом деле это жестоко по отношению к детям. Детей как правило...

Дорогие родители! Вашему чаду уже шесть лет. Вот вы и подошли к первой ступеньке обучения вашего ребенка. Но к этому необходимо отнестись очень серьезно: выбор учебного заведения, стиля обучения и взаимоотношений с ребенком (особенно в этот период). Рассмотрим подробнее каждый из пунктов, которые смогут облегчить адаптацию ребенка на данном этапе его юной жизни. Выбор учебного заведения - один из первых вопросов, которые ставят перед собой родители. Его сделать можно лишь,проанализировав...

Полезные советы родителям первоклашек и не только. 1 сентября – это не только первый учебный день и начало золотой осенней поры, но и стресс для многих школьников и их родителей. Тем более, если ребенок идет в школу впервые. Любой медик подтвердит: на долю «школьного фактора» приходится почти 25% случаев ухудшения здоровья детей и подростков. Это и немудрено, ведь за последнее десятилетие нагрузка на школьников возросла почти в 20 раз! Между тем, сохранить физическое и психологическое...

Во-вторых: я у младшей уже установила режим удобный мне для старшего. Сейчас родится третий и мне, что? Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания общеобразовательных учебных заведений и организации учебно -воспитательного процесса...

Учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста. - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

(Кроме всем известных надомного и экстерната, существуют еще и семейное, когда ответственность за организацию образовательного процесса родители берут на себя, и индивидуальное, иначе обучение по индивидуальному плану)...

Ей в грубой форме было сказано, что в саду начинается учебный процесс, а прочие занятия ее не колебут. И я исхожу из того, что детский сад всё же отличается от тюрьмы по режиму. Школа является бесплатным и обязательным учреждением со своими требованиями.

Учебный процесс проходит в виртуальном пространстве. Рассказывает директор интернет-школы "Просвещение.ру" Елена Подгорная: "В сети Интернет находятся уроки по всем предметам, которые соответствуют требованиям российского образовательного стандарта.

Здравствуйте, Марина!

Ответы на Ваши вопросы находятся в СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189.

Некоторые извлечения из них:

10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х , 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.
10.5. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах для 1 классов:
При 6-дневной неделе, не более-------
При 5-дневной неделе, не более - 21
Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах для 2-4 классов:
При 6-дневной неделе, не более- 26
При 5-дневной неделе, не более - 23.
10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе;

10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2 - 4 классов - 2 - 3 уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов на 2 - 4 уроках.
В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках.
10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- для посещающих группу продленного дня, необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-х разового питания и прогулок;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.

Таким образом, ограничение по возможности обучения школьников 2-4 классов во вторую смену не установлено, как и возможность обучения по 6-дневной учебной неделе.


Работоспособность детей и подростков

Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Умственная и мышечная (физическая) работоспособность тесно связана с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, спад работоспособности во вторую половину дня характерны для большинства здоровых успевающих учащихся всех классов.

Помимо суточной периодики показателей работоспособности отчетливо выражено их недельное изменение. Наибольшей работоспособность бывает к середине недели – в среду, к субботе падает. В понедельник человек втягивается в работу, со вторника по четверг работает с полной отдачей, а в пятницу происходит резкий спад работоспособности.

В понедельник у всех учащихся регистрируются низкие показатели умственной работоспособности. Во вторник и среду учащимся свойственен не только более высокий уровень показателей умственной и мышечной работоспособности, но и большая их устойчивость. Четверг и пятница в большинстве случаев являются днями сниженной работоспособности и наименьшей ее устойчивости. Суббота – наиболее неблагоприятный учебный день. Работоспособность детей и подростков бывает низкой. Однако часто в субботу наблюдается повышение положительной эмоциональной настроенности учащихся в связи с предстоящим днем отдыха.

В первой половине учебных занятий у большинства учащихся младших классов работоспособность сохраняется на относительно высоком уровне, обнаруживая подъем после первого урока. К концу третьего урока показатели работоспособности ухудшаются и еще более снижаются к концу четвертого урока. У учащихся среднего и старшего школьного возраста за равное время занятий выявлены менее глубокие сдвиги функционального состояния нервной системы. Наиболее резкие изменения показателей умственной работоспособности учащихся среднего и старшего школьного возраста происходят после пятого часа занятий.

Предусмотрено строго определенное количество учебного времени в неделю: в 1 классе – 20 ч, во 2 – 22 ч, в 3-4 – 24 ч, в 5-8 -30 ч, в 9-11 – 31 ч.

Учащимся, которые занимаются в первую смену, целесообразно начать выполнение домашнего задания с 15-16 ч, после продолжительного перерыва в занятиях и обязательного активного отдыха и приема пищи. Учащиеся второй смены готовят уроки с 9 ч утра. Домашние задания детям 6 лет не задают.

Подготовку домашних уроков учащимся всех классов рекомендуется начинать с заданий средней трудности, затем переходить к наиболее сложным и трудным и заканчивать самоподготовку выполнением самых легких заданий. Такой порядок подготовки уроков благоприятствует вхождению в работу, выполнение сложных заданий будет приходиться на период относительно высокой работоспособности, а легких – на ее спад.

Общая продолжительность учебной нагрузки в течение дня (уроки в школе и самоподготовка) составляет (с учетом перерывов через каждые 45 минут непрерывной работы) в астрономических часах: во 2 классе – 3,5 часа, в 3-4 – 4,5 часа, в 5-6 – 5,5 часов, в 7-9 – 6,5 часов, в 10-11 – 8 часов.

Гигиена письма и чтения

Для первоклассников (детей 6-7 лет) весьма затруднителен процесс письма. Во время письма быстро развивается утомление, нарушается правильное положение руки и правильная посадка за партой (ученическим столом). Без ущерба для правильного развития кисти правой руки и эффективного формирования навыка письма его общая продолжительность на уроке в 1-2 классах не должна превышать 7 минут, а длительность непрерывного письма – 3 минут. На уроке и дома целесообразно прерывать письменную работу гимнастикой для пальцев: сжимание и разжимание кисти. Наилучший эффект дают физкультпаузы. За урок таких пауз рекомендуется две. В 3-4 классах время непрерывной продолжительности письма может быть увеличено до 20 минут.

Чтение - это также весьма затруднительный для учащихся 1-4 классов процесс. Непрерывная целесообразная продолжительность чтения составляет для учащихся 1 класса -7-10 минут, 2 класса – 15 минут и 3 класса – 20-25 минут. Как и при письме, наиболее физиологичной удаленность глаз от книг (тетрадей при письме) оказывается в 24-25 см для учащихся 1-4 классов и 30-35 см для подростков, юношей и девушек. Правильная рабочая поза снижает утомительную статическую нагрузку на организм учащихся и облегчает процессы чтения и письма. Оптимальной является рабочая поза с небольшим наклоном вперед (угол наклона в грудной части корпуса достигает 170 градусов).

Гигиенические требования к расписанию уроков

Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой работоспособности обучающихся. При прочих равных условиях наиболее значительные нарушения состояния центральной нервной системы у учащихся 1-5 классов регистрируются после уроков математики, русского языка. Уроки природоведения, биологии, географии и рисования не вызывают резких изменений различных функциональных показателей. Остальные предметы большинство учащихся 5-10 классов относят преимущественно к третьей и четвертой степени трудности.

Наиболее высокая работоспособность у учащихся младших классов приходится на 1-2 уроки, а у учащихся средних и старших классов – на 2 и 3 уроки. Именно эти уроки следует отводить для занятий по тем предметам, которые требуют от учащихся напряженного внимания. В эти же часы целесообразнее проводить контрольные работы.

В организации обучения и воспитания детей 6 лет – учащихся первых классов требуется особо строго учитывать их анатомо-физиологические особенности и правила гигиены.

Обучение детей в первом классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

Учебные занятия проводятся только в первую смену.

Пятидневная учебная неделя,

Организация облегченного учебного дня в середине учебной недели,

Проведение не более 4 уроков в день,

Продолжительность уроков не более 35 минут,

Организация в середине учебного дня динамической паузы не менее 40 минут,

Организация дневного сна, трехразового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня,

Обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний,

Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

Трудным предметам, требующим большого умственного напряжения (русский язык, математика), следует отводить первые и вторые уроки. Предметам, в обучении которым преобладает двигательный компонент, отводить третьи уроки (физкультура, музыкальные занятия и занятия ритмикой). На четвертом уроке следует планировать такие виды работы, как изобразительное искусство, труд, ознакомление с окружающим миром. В понедельник целесообразно начинать учебный день с занятия физкультурой, помня о низкой работоспособности в этот день и затяжном периоде вхождения в работу. В четверг желательно уменьшать объем учебных занятий и увеличивать двигательную активность в условиях открытого воздуха.

Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник или на среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены после второго или третьего уроков – 30 минут, вместо одной большой перемены допускается после второго и третьего уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устанавливается перерыв продолжительностью в 45 минут.

В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени - 4-6.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5-9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение первых, пятых, выпускных классов, а также классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Дополнением к таблице И.Г. Сивкова могут служить данные опроса обучающихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов в день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.