Презентация по психологии "ощущение" презентация к уроку. Презентация по психологии "ощущение и восприятие" Основные закономерности ощущений


Ощущение - процесс, в ходе которого
стимуляция сенсорных рецепторов,
возбуждает нервные импульсы
С помощью этих импульсов
передается информация о внешнем
или внутреннем состоянии организма

Свойства ощущений
Сенсорное качество
Интенсивность
Пространственно-временная
целостность

Виды ощущений
Интерорецептивные (от рецепторов на
внутренних органах)
Проприорецептивные (от рецепторов
на мышцах, связках, сухожилиях)
Экстерорецептивные (от рецепторах
на внешних поверхностях)

Виды ощущений
Сенсорная
система
Орган чувств
Ощущение
Зрение
Глаз
Цвета, узоры, текстура,
движение, глубина
пространства
Слух
Ухо
Шумя, звуки
Кожа
Кожа
Прикосновение, боль,
тепло, холод
Обоняние
Нос
Запахи
Вкус
Язык
Вкусы
Вестибулярная
система
Внутреннее ухо
Перемещение в
пространстве
Кинестетическая
система
Мышцы, сухожилия
и суставы
Движение и позиция
частей тела

Функции ощущений
получение удовольствия
предотвращение опасности

Пороги чувствительности
Нижний абсолютный порог – уровень
стимула, на котором сенсорный сигнал
обнаруживается в половине случаев
Верхний абсолютный порог – уровень
стимула, при котором он исчезает или
теряет свою модальную специфичность
(переходит в боль)

Нижний абсолютный порог

Органы
чувств
Величина абсолютного порога
Зрение
Огонь свечи на расстоянии до 48,3
км в темноте при ясной погоде
Слух
Тикание часов в полной тишине на
расстоянии до 6 м
Вкус
Чайная ложка сахара в 7,5 л воды
Запах
Одна капля духов в трехкомнатной
квартире
Осязание
Крыло пчелы, падающее на щеку с
высоты 1 см

Сенсорная адаптация – снижение
чувствительности сенсорных систем
при длительном поступлении одного и
того же стимула
Сенсорная сенсибилизация –
повышение чувствительности
сенсорных систем при длительном
поступлении одного и того же стимула

Дифференциальный порог – минимальная
ощутимая физическая разница между
двумя стимулами
Закон Вебера: минимально различимая
разница между стимулами: Δ I / I = k
I – интенсивность исходной величины
Δ I – величина возрастания, которая
делает заметной минимальную
различимую разницу
k – константа Вебера
Различие между длинами линий: 10 и 11 мм,
15 и 16,5 мм, 20 и 22 мм.

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие – ряд процессов, в ходе
которых информация объединяется в
сенсорный образ и интерпретируется
как отражение объектов и событий
окружающего мира
Перцепт – результат процесса
восприятия

Основные свойства восприятия
Предметность (отнесение сведений к
внешнему миру)
Целостность (совокупность ощущений от
разных органов чувств)
Структурность (группировка стимулов)
Константность (компенсация изменений
объекта – размера, формы, яркости)
Осмысленность (стимул получает значение)
Апперцепция (зависимость от человека)

Стадии восприятия
1. Ощущение (преобразование
физической энергии в нервные
сигналы)
2. Перцептивная организация (синтез
отдельных ощущений)
3. Опознание стимула (придание
значения перцептам)

Перцептивная организация
1. Коррекция частей изображения
2. Коррекция положения изображения
3. Группировка изображений
4. Неоднозначность восприятия
5. Восприятие глубины
6. Восприятие движения

1. Коррекция частей изображения

Дистальный стимул – физический объект
окружающего мира, трехмерный
Проксимальный стимул – зрительный
образ на сетчатке, двумерный
В ходе восприятия мы опознаем
дистальный стимул по информации,
передаваемой проксимальным стимулом,
проверяем различные гипотезы

Опишите картинку: что Вы видите?

2. Коррекция положения изображения

Комната Эймса

3. Группировка стимулов

Факторы перцептивной группировки
(М.Вертхеймер)
Близость во времени и пространстве
Сходство
Простота и симметричность
Замкнутость
Общая зона
Общая судьба

4. Неоднозначность восприятия
Один и тот же образ, возникающий на
сенсорном уровне, может вызвать
различные интерпретации.
Восприятие позволяет человеку
преобразовать неоднозначные или
неопределенные стимулы в ясные
объекты.

Фигура – объектоподобная область на
переднем плане
Фон – поле, на котором выделяется фигура

5. Восприятие глубины: признаки
Диспарантность изображения объектов
на сетчатке (изменение
горизонтальных позиций образа на
разных глазах)
Конвергенция зрачков при фиксации
на объекте (поворот глаз вовнутрь)

Интерполяция: непрозрачный
объект, который закрывает часть
другого объекта, кажется ближе
Относительный размер: больший
объект кажется ближе
Относительная четкость и яркость:
более четкие и яркие объекты
кажутся ближе
Свет и тень

Опознание стимула
Информация от органов чувств
Опознание объекта
Информация из памяти: схемы

Восстановление фонемы
Когда я приду домой,
надо будет выгулять …
баку
Восстановление изображения

Влияние контекста
Молоко Сметана Мед Творог Сыр К…ша
Дима Женя Костя Миша Геша К…ша

Восприятие и деятельность
1. Способность воспринимать объекты
формируется при активном
взаимодействии со средой
2. Перцепт объекта зависит от способа
деятельности с ним

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Ощущение, чувственный опыт - психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний, внутренних или внешних стимулов и раздражителей, поступающих в виде сигналов посредством сенсорной системы, при участии нервной системы в целом.

3 слайд

Описание слайда:

Физиологической основой ощущений являются процессы нервного возбуждения, совершающиеся в специальных нервных механизмах, называемых анализаторами. Функция анализаторов заключается в разложении на отдельные элементы сложных воздействий, исходящих от внешней или внутренней среды. С их помощью осуществляется «высший тончайший анализ» (Павлов), который необходим для дифференцированного приспособления организма к условиям среды. Анализаторы имеют сложное строение, в котором различают рецепторы, проводящие пути и центральные отделы анализаторов.

4 слайд

Описание слайда:

Закономерности ощущений К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия. Пороги чувствительности. Ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности. Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

5 слайд

Описание слайда:

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.

6 слайд

Описание слайда:

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.

7 слайд

Описание слайда:

Контраст ощущений. Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст. Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

8 слайд

Описание слайда:

Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии.

9 слайд

Описание слайда:

Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств. В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.

10 слайд

Описание слайда:

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: 1-й - образуемые в пределах одного анализатора; 2-й - межанализаторные. Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем и воспринимаем такие свойства предметов пли явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и т. д.).

11 слайд

Описание слайда:

Свойства восприятия: Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Ощущения и виды ощущений»

Ощущения – начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах и пр. Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств.

Зрительные ощущения – это ощущения света и цвета. Всё, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Возникают в результате воздействия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза. Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают 3 вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. Виды ощущений:

Вибрационные ощущения – отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Обонятельные ощущения. Отдельные частички разнообразных веществ проникают в нос вместе с воздухом, которым мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения. Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса – вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и нёба. Существует 4 вида: сладкое, горькое, кислое, солёное.

Кожные ощущения – тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущение тепла и холода). Двигательные (или кинестезические) ощущения – это ощущения движения и положения частей тела. Органические ощущения рассказывают нам о работе нашего организма, наших внутренних органов – пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы.

Осязательные ощущения –это сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки. Ощущения равновесия отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве. Болевые ощущения имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшим в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, человек не чувствовал бы даже серьезных ранений. Полная нечувствительность к боли – редкая аномалия, и она приносит человеку серьезные неприятности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тактильные ощущения в развитии ребенка.

С самого рождения ребенка важно обеспечить ему тактильное общение с предметами для быстрейшего познания мира....

Пособия для развития тактильных ощущений у детей первого года жизни

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, п...

Формирование кинестетических ощущений и тонкой моторики пальцев рук у детей с ЗПР

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое раз...

Упражнения для развития тактильных ощущений

Упражнения, которые развивают тактильное восприятие, снимают напряжение, мышечные зажимы и снижают агрессию и оптимизируют детско-родительские отношения....

Cлайд 1

Тема 2. Ощущение и восприятие Преподаватель: К.псх.н., доцент Аринушкина Н.С. ШКОЛА ЮНОГО ПСИХОЛОГА

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

Cлайд 5

Зрительное ощущение - индивидуальное восприятие зрительного раздражителя, возникающее при попадании прямых и отраженных от предметов лучей света, достигающих определенной пороговой интенсивности. Реальный зрительный объект, находящийся в поле зрения, вызывает комплекс ощущений, интеграция которых формирует восприятие объекта.

Cлайд 6

Слуховое ощущение - индивидуальное восприятие различных звуковых сигналов. Слуховое ощущение является результатом активации слуховой системы при достижении интенсивности звука пороговой величины. Человек способен ощущать звуковой стимул в диапазоне частот 20-20"000 Гц.

Cлайд 7

Вкусовые рецепторы реагируют на четыре разновидности раздражителей: кислые, соленые, сладкие и горькие. Существенное значение для восприятия всего многообразия вкусовых ощущений, которые человек получает в процессе принятия пищи, имеют обонятельные, а также тактильные и температурные рецепторы полости рта и зрительные сигналы. Вкусовые рецепторы реагируют только на растворенные в воде вещества, а нерастворимые вещества вкуса не имеют. Вкусовые ощущения

Cлайд 8

Обоняние - восприятие запахов, вид хеморецепции. У человека и высших животных осуществляется посредством обонятельного анализатора (рецепторные нервные клетки слизистой оболочки носовой полости, обонятельные нервы и обонятельные центры головного мозга). Служит животным для поиска и выбора пищи, выслеживания добычи, хемокоммуникации и т. д.

Cлайд 9

ОСЯЗАНИЕ, восприятие животными и человеком прикосновения, давления, растяжения. В основе осязания лежит раздражение различных рецепторов кожи, некоторых слизистых оболочек (на губах, языке и др.) и преобразование клетками коры головного мозга полученной информации в соответствующий вид чувствительности. С помощью осязания определяется форма предметов, величина, консистенция и т. д. У людей, лишенных зрения и слуха, осязание - основной источник информации о внешнем мире.

«Память в психологии» - Навык. Универсальные психические процессы: Лекция 3. Чего? Рыться в памяти. 1. Привычки 2. Навыки и умения 3. Знания 4. Воспоминания. К привычкам относится то, что Уильям Джеймс называл: Семантическая. Памятка. Основные функции памяти: Опомниться. по материалу: МОТОРНАЯ АФФЕКТИВНАЯ ОБРАЗНАЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ.

«Предмет психологии» - Восприятие (перцепция) – воссоздание целостных образов объектов (предметов, ситуаций и т.д.). ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ лекция проф. Тема 2. Чувственные формы освоения действительности. Свойства восприятия. Общие свойства ощущений. «Человек – животное общественное» Аристотель (384 – 322 до н.э.). Тема 3. Рациональные формы освоения действительности.

«Внимание память речь мышление» - План: Критичность. Абстракция – выделение существенных свойств предмета при отвлечении от несущественных. Импульсивность, уравновешенность или осторожность в принятии решений. Психология познавательных процессов. Развитость отдельных мыслительных операций. Соотношение мышления и речи. Цитата: Речь является основным средством человеческого общения.

«История психологии» - Третий подход в определении предмета истории науки. 3. Принципы и проблемы историко-психологического исследования. 2. Специфика предметной области истории психологии. 3. Принцип системности. Предмет. Объект и предмет истории психологии. План: История психологии.

«Сознание в психологии» - Объект психологии – высокоорганизованные живые существа, носители психики Предмет психологии – психика. Эпоха Просвещения: Аристотель: душа – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Средневековье: Психология сознания. Определение сознания. Современные представления о сознании.

«Семейная психология» - Трофимова И.М. психолог Кафедра клинической психологии ЮУрГУ. Циркулярное интервью Интервью по генограмме Линия времени. Теоретическая основа психодиагностики в семейной психологии и психотерапии. Теоретические основы психодиагностики в семейной психологии и психотерапии. Клинические беседа и интервью как методы психодиагностики в семейном консультировании и психотерапии.